Dornier Do 24

Dornier24

Летающая лодка Do 24 являлась единственным в ВВС Германии специализированным поисково-спасательным самолетом. Она создавалась по заказу авиации Нидерландов для замены гидросамолетов типа "Дорнье-Валь". В процессе проектирования было создано четыре опытных экземпляра. Два первых с дизелями Jumo 205C по 600 л. с. решено было не экспортировать. Два последующих с тремя более мощными двигателями Райт-Циклон CR 1820-FSL по 890 л. с. показали хорошие результаты при испытаниях в Северном море и были проданы в Голладию. Завод "Везерфлюгцойгбау" поставил еще 11 машин Do 24K для голландских ВВС, и несколько самолётов было произведено в Нидерландах по лицензии. При оккупации страны Вермахтом в 1940 г. часть самолетов была захвачена и использовалась Люфтваффе под наименованием Do 24N-1. Поскольку самолеты зарекомендовали себя с лучшей стороны, то на заводах Голландии и "Везерфлюгцойгбау" было развернуто серийное производство этих машин с моторами BMW 132N по 865 л. с. Самолет при взлетном весе 14000 кг достигал скорости 290 км/час. Сначала самолеты поисково-спасательной службы летали без вооружения, но затем их оснастили 20-мм пушкой и двумя пулеметами калибра 7,9 мм. При необходимости можно было подвешивать 12 пятидесятикилограммовых бомб. Дальнейшим развитием модели стал Do 24T с двигателями BRAMO 323 R-2 по 1000 л.с. И хотя вес машины достиг 18400 кг, она по-прежнему обладала исключительно хорошими взлетными характеристиками даже в условиях штормового моря.

Всего было построено около 220 гидросамолетов Do 24 (не считая опытных и экспортных экземпляров), в том числе в 1941 г. - 7, в 1942 г. - 46, в 1943 г. - 81 самолет. В декабре 1943 г. их строительство прекратилось.

Первые боевые полеты "дорнье" совершили в Норвежской операции весной 1940 г. Там они выполняли транспортные задачи. В дальнейшем Do 24 активно участвовали в боевых действиях на всех морских театрах, спасая сбитых летчиков и моряков с погибших кораблей. Нагрузка на них ложилась все более значительная. Только в августе-октябре 1940 г. машинами поисковой службы были спасены 102 сбитых германских пилота.

Каждый воздушный флот, действовавший на приморских направлениях, имел в своем составе отряд поисково-спасательных самолетов. Например, 4 Воздушный флот включал 8 отряд поисково-спасательной службы, в котором насчитывалось до 10 машин Do 24. Кроме того, весной 1943 г. в Крыму базировался транспортный отряд "Дорнье-24", обеспечивавший снабжение Кубанского плацдарма. Наибольшая нагрузка легла на поисково-спасательную службу в период эвакуации Крыма в мае 1944 г. Только с 4 по 14 мая Do 24 совершили 87 вылетов и спасли 109 человек. Восьмой отряд вместе с остальными частями морской авиации 4 Воздушного флота, был ликвидирован в сентябре 1944 г.

На Балтике применение Do 24 было несколько менее значительным по масштабам, что объясняется ограниченными размерами театра. Do 24 чаще всего занимались эвакуацией экипажей погибших кораблей. Так, после гибели 18 августа 1944 г. трех миноносцев в Нарвском заливе, гидросамолеты спасли 91 моряка. В 1945 г. "дорнье", как и другие машины морской авиации доставляли эвакуированных из многочисленных приморских "котлов".

В Северной Норвегии в течение войны самолеты типа Do 24 находились на вооружении 5-го и 10-го отрядов поисково-спасательной службы (в 1944 г. они были переименованы в 50 и 51 отряды). Летающие лодки прибыли на Север зимой 1941-42 гг. Их общая численность была небольшой, составляя 10-12 машин. Авиационный спасательный отряд, отвечавший за операции в зоне действий советского военно-морского флота, базировался в Тромсе. Интенсивные воздушные бои над Баренцевым морем доставляли спасателям много работы. Самой известной операцией Do 24 на Севере стало спасение и пленение 22 моряков с транспортного судна "Карлтон" 17-го конвоя. Но далеко не все полеты "Дорнье" заканчивались благополучно. Так, после воздушного боя 5 июня 1943 г. над Мотовским заливом, "Дорнье-24" при попытке забрать сбитого летчика с FW 190 скапотировал на волне и затонул. Двое бортмехаников были взяты в плен малым охотником МО-116.

Потери Do 24 на Севере

Тактико-технические данные Do 24T:

Размах крыльев - 27,0 м, длина самолета - 22 м, высота - 5,75 м, площадь крыла - 108 кв.м.

Вес пустого самолета - 9200 кг, нормальный взлетный вес - 17800 кг.

Максимальная скорость на высоте 3000 м - 340 км/час, крейсерская скорость - 295 км/час.

Практический потолок - 5900 м, дальность полета - 2900 км.