«Основная задача – бомбить немецкие конвои»
(Жатьков А.В.)
Из интервью с Анатолием Владимировичем Жатьковым
Когда началась Петсамо-Киркенесская операция, я был в Пумманки. Однажды, приземлившись в Выталахти (на Рыбачьем), мы увидели в заливе мотобот. Никто не знал, откуда он взялся. Мотобот подошел к причалу. Оказалось, что мотобот пришел из Норвегии, и на его борту кроме команды находились летчик Смородинов, стрелок Уваров, разведчик Мирошниченко и два-три советских военнопленных. Свой последний перед этим случаем вылет Смородинов выполнял на своем Ил-2 рядом со мной. Внезапно он перевернулся и пошел вниз. Мы летели низко, и я был уверен, что Смородинов разбился. Я даже написал его родственникам о том, что он погиб. Я был так рад видеть его целым и невидимым. Я поцеловал его, Уварова и Мирошничено, и познакомился с тремя бородатыми норвежцами. Они были из Варде. У них были красивые лица. Фамилия одного из них была Михайлов (он был сыном русского эмигранта). Я решил отметить это событие банкетом. Инженер провел их в столовую. По дороге я встретил контрразведчика. Он спросил меня: «Что ты теперь будешь делать?». Я объяснил. Он сказал, что согласно приказу, команда должна быть интернирована, и необходимо возбудить следствие по экипажу. «Люди сделали доброе дело», - ответил я, а сам подумал: «Надо позвонить командующему флотом». Позвонил и доложил Головко. Сначала Головко как будто рассердился: «Я считал, что ты…». Но потом оказалось, что рассердился не за то, как я поступил, а за то, что я усомнился, побоялся, и позвонил ему. «Ты решил правильно, - сказал в конце Головко, и добавил, - Подбери-ка американские и английские отрезы и подари им на одежду. А что касается этого контрразведчика, то приеду, чтобы его утопить. Война окончилась. Когда захотят пусть уходят». Уже после войны эти норвежцы в составе других четырнадцати были награждены.
7.11.41 я был назначен командиром полка в Ваенге-2. Сначала в полку было 60 машин, после 30. Сокращение машин связано с тем, что индустрия не успевала восполнять потери. Во время войны полк дислоцировался на Ваенге-2 и на Рыбачьем. После дивизия перебазировалась в Архангельск под Ягодники. Полк был изумительный. Он существует до сих пор и носит орден Красного Знамени и орден Ленина. Ни одного корабля в конвоях в нашем присутствии не потопили. Наша основная цель была – защита конвоев. Экипировка самолета была следующей: противолодочные бомбы, реактивные снаряды, пушка 23 мм, крупнокалиберный пулемет 12,7. Охрана конвоя осуществлялась от Медвежьего до Мурманска. (до 60-мильной зоны. В пределах 60-мильной зоны охрана осуществлялась местной авиацией). Или до Архангельска. Итак, наш маршрут был Ваенга-Медвежий и обратно. Самолеты летали непрерывно. Две-три пары сразу же на смену. В летнее время, когда световой день длится 24 часа, это была каторга. Основной задачей в 1944-1945 гг. было бомбить немецкие конвои, приходящие и уходящие. Если идет конвой, и там были норвежцы, то мы их не щадили.
Среди других задач можно назвать налеты на Варангер (летали и на Порсангер и Тромсе, иногда брали дополнительное топливо) и высадку партизан.
Например, атака на Порсангер была построена следующим образом: сначала на большой высоте летел разведчик на Пе-3 и докладывал. За ним вылетают бомбардировщики Пе-3 и бомбят с большой высоты. За ними выходят бомбардировщики Пе-2 и бомбят с малых высот. На прикрытие вылетают истребители Як-7б. А также истребитель, фиксирующий результат. Эта атака прошла без потерь, тогда как у немцев были колоссальные потери. У них весь фьорд был забит кораблями.
Когда немцы сожгли Мурманск, мы решили сжечь Киркенес. Авиация бросала зажигалки и фугасные бомбы на Киркенес. Начали в 1942-ом году в сопровождении истребителей. Бросали бомбы с горизонтального полета. Летали с Ваенги. Чем больше высота, тем лучше: от 20 метров до 6 тыс. метров и еще выше. Один раз меня допрашивали норвежцы, и один из них рассказал, как наши атаковали порт Киркенеса. Это было так называемое топ-мачтовое бомбометанние. Оно заключалось в том, что самолет снижается и выбрасывает бомбу. Бомба по инерции летит в корабль. Про Ил-2 этот норвежец рассказывал, что он садился на воду. Это невозможно, но со стороны, наверно, действительно казалось, что самолет садился на воду.
В Вадсе люди (население) вывешивали три флага: норвежский, красный советский и белый флаг. Это означало, что они сдаются и просят их не бомбить. Эти флаги мы видели, и населенные пункты не трогали. А корабли бомбили. Как правило, облетали Вадсе справа и со стороны земли летели на порт. Когда бомбили гавань в Вадсе, там могли оказаться простые мотоботы. Я никак не мог понять, почему эти суда не уходили из гавани, чтобы отстояться поодаль. В 1944 г. на Вадсе и Варде по существу летали все, всей эскадрильей. Я летал на Ил-2. Помню, как в Вадсе мы взорвали большой склад с горючим. Летали не каждый день. Полет занимал 1,5-2 часа. Необходимо было произвести удар и обратно. (Тогда так под конвоем летали по несколько часов). Варде был мощно снабжен зенитными средствами. Удар на Варде вели сосредоточенно, с разных направлений. Ни один самолет из моего полка не погиб над Варде. Когда выкуривали немцев из Северной Норвегии (в Варде немцы сидели сплошь), то мы оказывали помощь Норвегии.
Советские самолеты были лучше английских. Английские Харрекейны имели очень тяжелые крылья. Диаметр крыла был 40 см. У англичан был и хороший самолет Спидфаир, но нам они его не поставляли, а за это дерьмо потребовали платить золотом. Американские самолеты были лучше английских. Это были Питхаук, Кобра, Бостон. Они были ближе по характеристикам к нашим самолетам. Самое большое впечатление оставил Ил-2. Пулевые выстрелы его не брали.
Интервью записано в Москве 12.06.91
Источник: Освобождение Северной Норвегии, 1944-1945 / А.А. Гортер, В.Т. Гортер, М.Н. Супрун ; Сев. (Аркт.) федеральный университет им. М.В. Ломоносова. - Варде ; Архангельск, 2015. - 344 с.