Арктика стала первым театром военных действий, где союзникам по антигитлеровской коалиции довелось испытать массированный натиск германской торпедоносной авиации. История становления этого рода ВВС была тернистой. Выделение в предвоенный период в ряде стран, в том числе в Германии, авиации в самостоятельный вид вооруженных сил, образование соответствующих министерств и главных штабов, несомненно, имело свои положительные стороны, но и повлекло за собой целый ряд острых проблем, связанных прежде всего с усилением соперничества между командованиями отдельных видов вооруженных сил.
В Германии соперничество между ВВС и ВМС достигло немыслимых масштабов. Флот лишился собственной ударной авиации. Вместе с тем командование Кригсмарине враждебно встретило интерес, проявленный авиаторами к торпедам, как оружию для борьбы с неприятельским судоходством. Штаб руководства войной на море (ОКМ) энергично противодействовал доступу ВВС к информации о работах в области торпедного оружия, а когда авиаторы попытались сотрудничать с промышленностью с целью создания специальных авиационных торпед, ВМС умышленно мешали их усилиям [1]. С другой стороны, сами военно-воздушные силы рассматривали традиционную авиабомбу как наилучшее средство поражения кораблей. Главнокомандующий ВВС Герман Геринг недооценивал возможности моря. Поэтому не приходится удивляться, что Люфтваффе «шли своим путем», по оценке немецкого военно-морского историка Ф. Руге, «во вред ведению войны в целом» [2]. И все же в Люфтваффе имелось немало сторонников торпедного оружия, таких как капитан Ковалевски и полковник Харлингхаузен. И определенное продвижение в этом направлении все же происходило, правда, гораздо медленнее, чем в других странах.
Первыми авиаторпедами в германских ВВС были оснащены двухмоторные гидросамолеты Не-115, находившиеся на вооружении береговых авиагрупп (Kustenfliegergruppen), а затем немцы приступили к подготовке подразделений колесных торпедоносцев [3]. Технические затруднения удалось преодолеть во многом благодаря помощи средиземноморских союзников-итальянцев, опередивших немцев в области развития торпедного оружия примерно на год. Подготовка торпедоносцев проходила теперь в авиашколе Гроссето [4]. А известная директива Гитлера о сосредоточении в портах Северной Норвегии крупных надводных кораблей и начале активного противодействия перевозкам в СССР вынудили Геринга присоединиться к усилиям ВМС и в марте 1942 г. отдать приказ 5-му воздушному флоту о взаимодействии с военно-морскими силами в операциях против союзных арктических конвоев. Вскоре на полярные аэродромы стали прибывать эскадрильи колесных торпедоносцев [5]. До этого немцы располагали на норвежских базах двумя эскадрильями поплавковых торпедоносцев Хейнкель -115С-1. B Тромсё, в подчинении командующего авиацией Северной Норвегии (General der Flieger Nordnorwegen) базировалась 1-я эскадрилья 406-й группы (1./Кu.Fl.Gr. 406), и в Ставангере в подчинении командира оперативной группы «Норд -Вест» - 1-я эскадрилья 906-й группы (1./Ku.Fl.Gr. 906). Позднее ее перебросили за Полярный круг, в Билле-фьорд [6]. По состоянию на 20 мая 1942 г. в этих подразделениях насчитывалось соответственно семь и восемь машин [7].
Добившиеся ряда боевых успехов на западном ТВД, поплавковые торпедоносцы не сыграли сколько-нибудь заметной роли в борьбе с союзными морскими перевозками на Севере. Малочисленные и сравнительно тихоходные Не-115 оказались не в состоянии преодолевать сильную противовоздушную оборону арктических конвоев, хотя, согласно историку Д.Ирвингу, и зарекомендовали себя, как весьма живучие машины [8]. Лишь однажды, в операции против каравана PQ-17, когда туманная погода помешала сразу использовать основные ударные силы 5-го воздушного флота и в воздух поднялись только гидросамолеты, морские летчики смогли сказать свое слово. Рано утром 4 июля 1942 г. PQ-17 подвергся атаке одиночного Не-115. Командир эскадрильи 1./906 капитан Пойкерт, выключив моторы, внезапно спланировал на своем поплавковом «Хейнкеле» из-за облаков и добился торпедного попадания в американский транспорт «Christopher Newport» (7191 брт) [9]. Последний был оставлен экипажем, торпедирован британской подводной лодкой Р-614, и потоплен германской подлодкой U-457 [10]. Менее удачливым оказался командир другой эскадрильи капитан Ватер. Во время атаки семи Не-115 из 1./406 против конвоя вечером 2 июля машина Ватера была сбита зенитным огнем эскадренного миноносца «Фьюри»(«Fury») [11]. Правда, еще одному «Хейнкелю» (пилот фельдфебель Арабин, наблюдатель обер-лейтенант-цур-зее Бурмайстер [12], несмотря на энергичное британское противодействие, удалось вывезти экипаж сбитого самолета [13]. Окончилась провалом и попытка летчиков 1./906 во второй половине дня 4 июля развить успех своего «штаффелькапитана». Двухмоторные Не-115 неуклюже кружили над конвоем, пытаясь сблизиться на дистанцию эффективного применения торпед. Но корабли охранения оказались на высоте, и торпедоносцам пришлось отойти, при этом некоторые из них сбросили торпеды далеко за пределами досягаемости цели [14]. В общей сложности 29 самолето-вылетов осуществили гидроторпедоносцы против конвоя PQ-17 [15].
1-я эскадрилья 906-й группы вскоре была переброшена на Черное море, а в апреле 1943 г. расформирована [16]. 1-я эскадрилья 406-й группы продолжала базироваться в Сёррейсе. К ноябрю 1942 г. ее численность катастрофически сократилась - до четырех машин [17], но потом снова выправились: на 11 ноября 1943 г. 10 машин, на 13 января 1944 г.-11 [18]. Однако какими-либо достижениями этот период службы гидроторпедоносцев на Севере не отмечен.
Первым подразделением колесных двухмоторных бомбардировщиков-торпедоносцев, прибывшим из Гроссето на Север, стала 3-я эскадрилья 26-й бомбардировочной эскадры под командованием капитана Эйке, насчитывавшая 12 экипажей на самолетах Не-111Н-6. Каждый из этих самолетов мог нанести по две 450-миллиметровые торпеды F5b или F5w [19]. 2 мая «Хейнкели» капитана Эйке вступили в бой против конвоя PQ-15. Они потопили британские транспорты «Ботавон» («Botavon») (5848 брт) и «Кейп Корсо» («Cape Corso») (3807 брт), а также торпедировали пароход «Ютланд» («Jutland») (6153 брт), добитый на следующий день подводной лодкой U-251 [20]. В том же месяце численность колесных торпедоносцев в составе 5-го воздушного флота увеличилась до группы. Тем не менее их успех в борьбе с судами каравана PQ-16 оказался весьма скромным. В 51 вылете, совершенном I группой 26-й эскадры против конвоя [21], было потоплено единственное судно - британский пароход «Лоутер Касл» («Lowther Castle») (5171 брт) [22]. Зато опыт этих налетов позволил немцам выработать новую тактику, известную под названием «Золотые клещи» (Golden Zange). Суть ее заключается в том, что атаке торпедоносцев предшествует отвлекающий удар высотных и пикирующих бомбардировщиков. Затем торпедоносцы атакуют широким строем фронта с темной части горизонта. Наиболее предпочтительным временем атаки являются вечерние сумерки [23]. Тактика «Золотые клещи» была применена в июле 1942 г. в операции против конвоя PQ-17 (совершено 43 боевых вылета). K этому моменту немцы располагали на Севере 42 торпедоносцами Не-111, все три эскадрильи которых действовали с аэродрома Бардуфосс [24]. Вечером 4 июля после отвлекающей высотной бомбардировки 23 Не 111, разделившись на две группы, атаковали 17-й конвой с правых кормовых и носовых углов [25]. Самолеты вел в бой командир 3-й эскадрильи капитан Эйке. (Командир I/KG 26 капитан Клюмпер находился в это время предположительно в Гроссето, а коммодор 26-й эскадры подполковник Буш исполнял обязанности командира опергруппы «Норд-Вест» в Ставангере). Атака самолетов, зашедших на конвой с носовых углов, сорвалась благодаря умелым действиям американского эсминца «Вейнрайт» («Wainwright»), который устремился навстречу противнику, ведя огонь из всех орудий. Это заставило торпедоносцы отвернуть, преждевременно сбросив торпеды [26]. Самолет лейтенанта Каумейера был сбит, а его экипаж взят в плен британским эскортным миноносцем «Ледбери»(«Ledbury») [27]. Зато трем «хейнкелям» из состава другой группы удалось прорваться к транспортам каравана и торпедировать пароходы «Наварино» («Navarino») (4841 брт), «Вильям Хупер» («William Hooper») (7177 брт) и танкер «Азербайджан» (6114 брт) [28]. Из них до порта назначения дошел только «Азербайджан» [29]. Огнем зенитной артиллерии был подбит и рухнул в воду самолет лейтенанта Конрада Хеннемана [30]. В операции против PQ-17 германские военно-воздушные силы израсходовали 61 торпеду, из которых цель поразили четыре [31].
10 августа прибыла 3-я группа 26-й эскадры, укомплектованная более современными торпедоносцами Ju-88A-4/Тorp. После подготовки в Гроссето и непродолжительного периода базирования в Ренне (Западная Франция) это подразделение, возглавляемое капитаном Клаусом-Вильгельмом Ноккеном, было переброшено в Банак, правда, ненадолго - из-за временного отсутствия целей в Баренцевом море группа вернулась во Францию. Но уже к 1 сентября она опять переместилась в северную Норвегию. Таким образом, к моменту начала операции против конвоя PQ-18 немцы располагали уже двумя группами торпедоносцев 26-й боевой или, как ее еще именовали, «львиной» эскадры общей численностью в 58 машин (34 Не-111Н-6 и 24 Ju-88А-4) [32].
Против конвоя PQ-18 гитлеровские торпедоносцы как нельзя более удачно применили тактику «золотые клещи». Во второй половине дня 13 сентября после предварительной бомбардировки большим числом Ju-88A из 30-й эскадры состоялась решающая атака. На расстоянии 20 км от каравана самолеты 26-й эскадры развернулись поэскадрильно строем фронта с интервалами между машинами 200-300 метров и далее продолжали полет на малой высоте, стремясь держать свой курс перпендикулярно курсу конвоя. Сбрасывание торпед производилось с дистанции около тысячи метров [33]. Уклониться от выпущенных торпед суда каравана не успели. По данным английского историка С.Роскилла, это налет длился в течение 7-8 минут. Торпедные попадания получили восемь судов, из них погибло семь (38207 брт), в том числе советский пароход «Сухона» (3124 брт). Истребители с эскортного авианосца «Эвенджер»(«Avenger») были отвлечены высотными бомбардировщиками, поэтому для перехвата низколетящих торпедоносцев перестроиться не успели. Потери от воздействия зенитного огня составили пять Не-111 [34].
Атаки германских торпедоносцев продолжались и на следующий день. На этот раз палубные истребители действовали более эффективно. Однако немцам все же удалось взорвать американский транспорт («Mary Luchenbach» водоизмещением 5049 брт) [35]. Потери 1-й и 3-й групп 26-й эскадры за 14 сентября составили соответственно 12 Не-111 и 8 Ju-88, а также 14 экипажей торпедоносцев [36]. Пять машин были сбиты британскими истребителями 802-й и 883-й эскадрилий FAA [37], остальные зенитным огнем. А 18 сентября на подходе к мысу Канин Нос, когда в охранение PQ-18 вступили уже корабли советского Северного флота, 12 самолетов 26-й боевой эскадры добились еще одного успеха - тяжело повредили торпедой американский пароход «Кентукки» («Kentucky»- 5446 брт). При этом, по советским данным, немцы потеряли около 15 машин. Торпедированное судно было оставлено командой и добито кораблями охранения [38].
В сентябре 1942 г. расход самолетами Люфтваффе авиаторпед F5b и F5w достиг рекордной величины - 223 штуки, в два-три раза превзойдя аналогичные показатели за любой из предшествующих месяцев [39]. В ходе операции против конвоя PQ-18 от воздействия германских торпедоносцев погибло 9 судов (общим водоизмещением 48702 брт), что является значительным успехом, особенно, если вспомнить о наличии в составе сил охранения авианосца [40]. Но и потери 26-й эскадры были велики. Согласно С.Роскиллу, немцы потеряли 41 самолет, в том числе 33 торпедоносца [41]. 2 ноября 1942 г. было решено перебазировать подразделения «львиной» эскадры в Гроссето для участия в блокаде Мальты и борьбы с неприятельским судоходством в центральном Средиземноморье, что на длительный срок прервало использование колесных торпедоносцев на северном ТВД. Последним судном, потопленным ими в Баренцевом море в 1942 г., стал советский пароход «Декабрист» (7363 брт). Это произошло 4 ноября в 60 милях к югу от о.Надежды [42]. Переброска авиачастей Люфтваффе на юг происходила в исключительно короткие сроки: группа перебазировалась за 5-9 дней, эскадрилья - за 48 часов [43]. Германские торпедоносцы прибыли на Средиземное море как раз вовремя, чтобы противодействовать начавшейся 8 ноября 1942 г. высадке англо-американских войск в Северной Африке.
На Север 26-я эскадра вернулась только в конце октября 1944 г. Командовал эскадрой в это время подполковник Клюмпер. В декабре его сменил подполковник Штеммлер. Прибывшие на аэродром Бардуфосс группы I/KG 26 (командир майор Теске) и II/KG 26 (капитан Шмидт) насчитывали в своем составе 81 машину, их них 44 боеготовых. В ноябре они перебазировались в Трондхейм [44]. Надо отметить, что авиационный парк 26-й эскадры заметно изменился: I группу в марте 1944 г. перевооружили с Не-111 на Ju-88
(II группа получила «Юнкерсы» еще в 1943 г.) [45]. Ju-88А-4/Torp, переоборудовавшиеся из обычных А-4, постепенно были вытеснены специальной торпедоносной модификацией А-17, внешне отличавшейся отсутствием подфюзеляжной гондолы [46]. III группа получила еще более совершенный самолет - Юнкерс-188A-3 «Рехер» («Мститель»), существенно превосходивший своего предшественника «восемьдесят восьмого» по скорости, навигационному оборудованию и пушечно-пулеметному вооружению. Освоение летчиками группы новой техники проходило с августа по октябрь 1944 г., и в январе следующего года III/KG26 присоединилась к двум другим группам «львиной» эскадры в Трондхейме [47]. В 1945 г. в подразделения 26-й эскадры поступило некоторое количество «рехеров» более поздней торпедоносной модификации Е-2 (с двигателями BMW 801) [48].
Обе торпедоносные модификации Ju-188 могли нести бортовую радиолокационную станцию (БРЛС) обнаружения надводных целей FuG 200 «хоэнтвиль» [49]. Известны случаи установки БРЛС и на обычных Ju-88A-17. Так, на опубликованном в соответствующей книге серии «In action» фотоснимке на переднем плане отчетливо виден такой торпедоносец, оснащенный «хоэнтвилем» [50]. Однако радиолокационные станции на ударных типах самолетов в ВВС гитлеровской Германии до конца войны так и остались редкостью, что существенно снижало эффективность применения торпедоносцев в условиях полярной ночи, когда после более чем двухлетнего перерыва они возобновили свои операции против союзных арктических конвоев.
12 декабря 1944 г. безуспешной атаке девяти Ju-88 из I/KG 26 (под командованием майора Сёльтера) юго-западнее о.Медвежий подвергся караван RA-62 [51]. Истребители с эскортных авианосцев «Кампания» и «Найрана» сбили два «юнкерса» [52]. Спустя двое суток капитан Шмидт с 30 торпедоносцами II/KG 26 предпринял попытку нанести удар по британскому авианосному соединению, оперировавшему у побережья Южной Норвегии. И снова неудача - немцы попросту не смогли найти цель. При возвращении на базу были потеряны две машины [53].
Следующую пару конвоев (JW-63 и RA-63) также не удалось обнаружить - ни летчикам, ни подводникам [54]. Не увенчалась успехом и попытка 48 «юнкерсов» атаковать утром 7 февраля караван JW-64. Из-за ошибки самолетов наведения группа не смогла найти караван, хотя немцы приблизились к нему настолько, что британские корабли охранения наблюдали ударную группу на экранах своих радаров [55]. По данным немецкого историка Г.Хюммельхена, с задания не вернулись 7 торпедоносцев [56]. По-видимому, они были перехвачены британскими палубными истребителями. (Всего за время эскортирования JW-64 и RA-64 «уайлдкэты» 813-й и 835-й эскадрилий FAA записали на свой счет 4 подтвержденные и пять неподтвержденных побед - сбитых Ju-88 [57]. 10 февраля 32 самолета из II и III/KG 26, шедшие двумя волнами с часовым разрывом во времени, все же попытались прорваться сквозь истребительное прикрытие и мощную завесу зенитного огня кораблей и судов конвоя JW-64. При этом было потеряно еще семь «юнкерсов» [58].
Как видно из вышеизложенного, операции торпедоносцев на Севере зимой 1944/45 гг. носили весьма сумбурный характер, а по тактике значительно уступали воздушным налетам 2-й авиационной дивизии против североафриканских конвоев на Средиземном море в 1943-44 гг., где имели место четко скоординированные действия торпедоносцев и бомбардировщиков, а также надежное наведение. И все же немцам удалось добиться одного успеха: 23 февраля 1945 г. Ju-188 8-й эскадрильи 26-й эскадры (командир капитан Принц) потопили американское судно либерти «Хенри Бекон» («Henry Bacon»-7177 брт) из состава конвоя RA-64. Правда, первая атака, предпринятая 40 «юнкерсами» подполковника Штеммлера против RA-64, окончилась полным провалом и потерей шести самолетов, что не помешало вернувшимся на базу летчикам доложить о потоплении двух крейсеров, двух эсминцев и не менее чем восьми транспортов [59]. В дальнейшем уже ни один арктический конвой не атаковывался торпедоносцами, а вскоре 26-я боевая эскадра была отведена в Данию...
Не вызывает, однако, сомнений то, что торпедоносная авиация проявила себя как исключительно эффективное средство в борьбе с союзными арктическими конвоями. Авиационными торпедами на Севере было потоплено 15 судов водоизмещением 82909 брутто-тонн [60], повреждено - пять, водоизмещением 35995 брутто-тонн [61]. Арктика стала своеобразным полигоном, где параллельно с наращиванием германской торпедоносной авиационной группировки отрабатывалась тактика массового использования колесных базовых торпедоносцев. Кульминацией их боевого применения является операция против PQ-18, между тем как торпедирование транспорта «Кристофер Ньюпорт» в караване PQ-17 стало фактически «лебединой песней» поплавковых торпедоносцев. Северный опыт борьбы с конвоями был с успехом использован и развит летчиками 2-й авиадивизии на средиземноморском ТВД.
Боевая деятельность торпедоносцев зимой 1944/45 гг. характеризует общую тенденцию упадка Люфтваффе. Обновление состава 26-й боевой эскадры за счет машин новых типов и модификаций не смогло существенно повысить ее результативность, а тем более, повлиять на ход войны в целом. И все же показателен тот факт, что последнее судно, уничтоженное гитлеровской авиацией во Второй мировой войне, - транспорт «Хенри Бекон» - было потопление именно на Севере и именно торпедоносцами.

Торпедоносная авиация 5-го воздушного флота по состоянию на 23 июля 1942 г.*

Подразделение Авиабаза  Число самолетов (списочно)  Число самолетов (боеготовых)  Число экипажей (списочно)  Число экипажей (боеготовых) 
1./406  Сёррейса  12  10 
1./906  Биллефьорд  12 
штаб KG 26**  Сола
1./KG 26  Бардуфосс  10  10 
2./KG 26  Банак  11  10 
3./KG 26  Бардуфосс  12  10 

 

* Таблица составлена по данным F. Lauck. Der Der Lufttorpedo. Munchen, 1981. S. 41

** Звено управления 1 группы KG 26 находилось в Гроссето


Источник: Северные конвои: исследования, воспоминания, документы / Поморский международный педагогический университет им. М.В. Ломоносова / сост. Супрун М.Н. – Москва : Андреевский флаг, 2000. – Выпуск 3. – 364 с.
 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Irving D. The destruction of convoy PQ.17. London, 1968. P.94.
2. Руге Ф. Война на море / Пер. с нем. М., 1957. C.70.
3. Lauck F. Der Lufttorpedo. Munchen, 1981. S.38-40.
4. The Rise and Fall of the German Air Force 1933-1945. London, 1983. P.112.
5. Ibid. P.113.
6. Kurowski F. Seekrieg aus der Luft. Herford, 1979. S.298.
7. Hummelchen G. Der deutschen Seeflieger 1935-1945. Munchen, 1976. S.138.
8. Irving D. Op. cit. P.63.
9. Kurowski F.. Seekrieg aus der Luft. S.194,222.
10. Irving D. Op. cit. P.85. Подводная лодка Р 614 входила в состав охранения конвоя.
11. Green W. The Warplanes of the Third Reich. London, 1970. P.323; Schofield B.B. The Arctic convoys. London, 1977. P.50.
12. Hummelchen G.. Der deutschen Seeflieger. S.139.
13. Irving D. Op. cit. P.65-66.
14. Ibid. P.101-102.
15.Kurowski F. Luftwaffe uber Rusland. Rastatt, 1987. S.164.
16. Die Verbande der Luftwaffe 1935-1945. Stuttgart, 1976. S.182.
17. Hummelchen G. Der deutschen Seeflieger. S.140.
18. Lauck F. Der Lufttorpedo. S.39, 41
19. Wood T., Gunston B. Hitlers Luftwaffe. London, 1977. P.69.
20. Rohwer J., Hummelchen G. Chronology of the War at Sea 1939-1945. London, 1992. P.137.
21. Р.И.Ларинцев Р.И. «Юнкерсы» рвутся к конвоям //Северные конвои. Выпуск 1. Архангельск, 1991. C.20.
22. British vessels lost at sea 1939-1945. Cambrige, 1977. P.37.
23. Wood T., Gunston B. Op. cit. P.70.
24. Данные о 42-х торпедоносцах являются весьма распространенными и фигурируют почти у всех авторов, однако нет полной ясности, к какой именно дате они относятся. Здесь мнения историков расходятся: Б.Счеуфилд указывает 1 июня 1942 г., Р.Ларинцев - 1 июля; книга «Rise and Fall of the German Air Force» дает более осторожную формулировку «ко времени прохождения конвоя PQ-17». Надо сказать, что и само число «42» выглядит немного сомнительно, так как превосходит штатную численность стандартной боевой группы Люфтваффе, хотя для торпедоносных эскадрилий иногда и было свойственно некоторое превышение штата. Любопытно, что к 23 июля группа I/KG 26 имела уже всего 33 самолета (см. таблицу), между тем как ее потери в операции против PQ-17 составили только 2 машины.
25. Smith P.C. The Story of the Torpedo Bomber. London, 1974.P.52.
26. Morison S.E. History of United States Naval operations. Vol.1. Boston, 1948. P.183-184.
27. Irving D. Op. cit. P.102. Согласно Ф.Куровски, фамилия командира сбитого Не 111 была Канмайр (Kurowski F. Seekrieg aus der Luft. S.223).
28. Schofield B.B. Op. cit P.53.
29. Вайнер Б.А. Советский морской транспорт в Великой Отечественной войне. М., 1989. C.211.
30. Irving D. Op. cit. p.106. Лейтенант Хеннеман посмертно награжден Рыцарским крестом за потопление «американского крейсера» (см. Brutting G. Deutche Kampfflieger-Asse 1939-1945. Stuttgart, 1990. S.206). По данным П.Смита и хроники Ровера/Хюммельхена, потери I/KG 26 за 4 июля 1942 г. составили не два, а три самолета.
31. Kurowski F. Luftwaffe uber Rusland. S.164; The Rise and Fall... P.115.
32. Wood T., Gunston B. Op. cit. P.70. Существуют альтернативные, более логичные, но, на наш взгляд, менее достоверные данные о численности торпедоносных сил 5 ВФ накануне прохождения конвоя PQ-18: к 42 Не-111 и 15 Не-115, имевшимся против предыдущего PQ-17, прибавить 35 Ju-88 из III/KG 26 (35 - это приблизительная штатная численность группы), итого получается 92 торпедоносца (см. Ларинцев Р.И. Указ. соч. C.19; Роскилл С. Флот и война/ Пер. с англ. Т.2. М.,1970. C.265).
33. Wood T., Gunston B. Op. cit. P.71.
34. Роскилл С. Флот и война/ Пер. с англ. Т.2. М., 1970. C.266; Schofield B.B. Op. cit. P.72; Rohwer J, Hummelchen G. Chronology of the War at Sea 1939-1945. London, 1992. P.163; Суда Министерства Морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1989. C.17.
35. Роскилл С. Указ. соч. С.269. B.B.Schofield B.B. Op. cit. P.73. Транспорт «M.Luchenbach» вез боеприпасы, сдетонировавшие при попадании торпеды. Существует и более оригинальная версия гибели этого судна. Согласно Ч.Хокингу, «M.Luchenbach» погиб в результате падения подбитого пикирующего бомбардировщика на его палубу и последующего взрыва содержимого трюмов (Hocking C. Dictionary of disasters at sea during the age of steam. London, 1969. P.459).
36. Rohwer J., Hummelchen G. Chronology of the War at Sea 1939-1945. London, 1992. P.163.
37. Brown D. Carrier Operations in World War II. Vol. 1. London, 1974. P.28.
38. Боевая летопись Военно-Морского Флота 1941-1942. М., 1983. C.83.
39. Lauck F. Der Lufttorpedo. S.37.
40. Подсчет автора. С учетом спорного «M.Luchenbach» и добитого своими кораблями «Kentucky».
41. Роскилл С. Указ. соч. C.272.
42. Суда Министерства Морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.... C.18. По данным хроники Ровера и Хюммельхена, это судно было потоплено бомбардировщиками Ju- 88 из I/KG 30 (Rohwer J., Hummelchen G. Chronology of the War at Sea 1939-1945. London, 1992. P.173).
43. Smith P.C. Op. cit. P.55.
44. Kurowski F. Seekrieg aus der Luft. SS.240-241; Hummelchen G. Der deutschen Seeflieger. S.142.
45. Die Verbande...S.111.
46. Green W. Op. cit. P.454, 456.
47. Hummelchen G. Der deutschen Seeflieger. S.142.
48. Wood T., Gunston B. Op. cit. P.75.
49. Filley B. Junkers Ju- 88 in action. Part 2.- Squadron/Signal publication. Aircraft N113. Carrolton, 1991. P.46-48.
50. Filley B. Junkers Ju- 88 in action. Part 1.- Squadron/Signal publication. Aircraft N85. Carrolton, 1988. P.43.
51. Rohwer J., Hummelchen G. Chronology of the War at Sea 1939-1945. London, 1992. P.318.
52. Brown D. Op. cit. P.41.
53. Rohwer J., Hummelchen G. Chronology of the War at Sea 1939-1945. London, 1992. P.319.
54. Ibid. P.322.
55. Роскилл C. Флот и война / Пер. c англ. T.3. М., 1974. C.540.
56. Hummelchen G. Der deutschen Seeflieger 1935-1945. S.142.
57. Air Pictorial. 1967, №11. P. 414; Brown D. Op. cit. P.41.
58. Schofield B.B. Op. cit. P.132. По данным Ровера и Хюммельхена, было cбито 5 самолетов.
59. Rohwer J., Hummelchen G. Chronology of the War at Sea 1939-1945. London, 1992. P.334. Историк Д.Хазанов не совсем точно называет «Henry Bacon» фрегатом, т.е. относит к классу эскортных кораблей ВМФ - Frigates,- очевидно, вследствие неверного перевода английского слова «freighter» (см. Хазанов Д. "Восемьдесят восьмой" против СССР// Ac. 1993, №1. C.12).
60. В том числе «M.Luchenbach», «Kentuсky», «Декабрист»; без учета «C.Newport», который принято относить на счет ПЛ U -457 (см. Rohwer J. Die U-Boot-Erfolge der Achsenmachte 1939-1945. Munchen, 1968. S.198).
61. Подсчет автора.