Письмо Обкома ВКП(б) И Облисполкома в Совнарком СССР и Наркомпути СССР с просьбой о выделении кредитов для строительства железной дороги от порта Бакарица до порта Экономия
29 июля 1941 г.
Обком партии и облисполком считают необходимым для быстрейшего продвижения оборонных грузов построить железнодорожную ветвь от переправы до аванпорта Экономия протяжением 25 километров, [с] использованием 8 километров трамвайного пути и старой насыпи железнодорожного пути изысканий 1914 года, идущей по окраине города. Данная ветвь имеет большое экономическое значение по вывозке леса и других грузов, учитывая в то же время ежегодные расходы НКПС на временную переправу и ее восстановление до двух миллионов рублей, а также и ускорения оборота вагонов, [для] подачи на заводы вместо 20 часов потребуется до 30 минут при проектируемой постоянной паромной переправе. Стоимость работ ориентировочно 5750 тысяч рублей за вычетом стоимости наличия материалов на временных переправах. Стоимость основных работ: земляных – 1750 тысяч рублей, искусственных сооружений – 1700 тысяч рублей, верхнего строения – 1200 тысяч. Стоимость недостающего материала – 2 миллиона рублей, в том числе верхнего строения на 5 километров, 4 стрелочных перевода. Лесоматериалы, шпалы найдем на месте. Железные фермы для мостов, освободившиеся от первого пути после постройки вторых путей [железной дороги] Вологда-Архангельск, от мостов [через реки] Сухона, Кубена, Лепша, Вожега, и другие передать для данного строительства. На основании изложенного просим Вашего распоряжения о выделении соответствующих кредитов и [просим] возложить данное строительство на начальника строительства Черного и начальника дороги Груничева; рабсила обеспечена будет на месте, кроме путейцев.
Секретарь обкомпарта Г. Огородников
Предоблисполкома Огарков
Источник: ГА ОПДФ Архангельской области ф. 296, оп. 5, д. 193, л. 93-94
Примечания: город Архангельск расположен на правом берегу Северной Двины. Вплоть до 1964 г., когда был пущен в эксплуатацию железнодорожный мост через р. Северную Двину, транспортировка грузов, перевоз пассажиров представляли немалую сложность. В годы войны возникла необходимость в постоянной вагонной переправе через р. Северную Двину.
В целях обеспечения перевозок импортных оборонных грузов и народно-хозяйственных перевозок была построена и пущена в эксплуатацию 6 января 1942 г. временная железнодорожная линия ст. Исакогорка – порт Экономия с ледовой переправой через р. Северную Двину. Для обеспечения бесперебойной работы данной железнодорожной линии в весенне-летний период была устроена паромная, плашкоутная железнодорожная переправа.