Henschel Hs 126

Если в дальнеразведывательной авиации Германии применялись самолеты различных типов, то в отрядах ближней разведки до 1943 г. по существу летали только две модели: Hs 126, а затем FW 189. Количество машин других типов было невелико. И только позднее, с утратой господства в воздухе Люфтваффе во всё больших масштабах стали применять разведчики, созданные на базе FW 190, Bf 109, Bf 110.
Hs 126 появился в ответ на требования ВВС создать ближний разведчик для замены "хейнкелей", - Не 45 и Не 46, - имевших невысокие летные и эксплуатационные характеристики. Разработка Hs 126 фактически началась в 1935 г., когда совершил первый вылет самолет под маркой Hs 122. Годом позже главный конструктор фирмы "Хеншель" Фридрих Николаус начал работу над более совершенным вариантом, который получил наименование Hs 126.Это был цельнометаллический моноплан с крылом типа "парасоль", полузакрытой кабиной. На первой машине стоял двигатель жидкостного охлаждения Jumo 210 мощностью 610 л.с. После изготовления двух опытных образцов с мотором Bramo-Fafnir 323A-1 в 830 л.с. на базе Hs 126V-3 была изготовлена предсерийная партия. Летом 1939 г. она поступила для войсковых испытаний в разведгруппы ВВС и получила хорошие отзывы летного состава. Особенно высокой оценки удостоились пилотажные качества машины и способность эксплуатироваться с ограниченных по размерам площадок.
Несколько позже была запущена в серию модель Hs 126A-1 с мотором BMW132 в 880 л.с. Самолет оснащался одной ручной и одной фиксированной фотокамерой. Вооружение состояло из двух пулеметов калибра 7,9 мм - носового и кормового турельного. Самолет мог нести до 50 кг бомб.
Уже осенью 1938 г. в Испанию были направлены несколько "хеншелей". Отзывы об их применении были благоприятными, хотя следует учитывать, что к этому времени инициатива в воздухе принадлежала мятежникам.
Летом 1939 г. началась сборка Hs 126B-1 с двигателем Bramo 323A-1 в 850 л.с. или А-2 в 900 л.с. Самолет имел еще лучшие взлетно-посадочные качества. Машина оснащалась радиостанцией, но отсутствие навигационного оборудования ограничивало применение разведчика в условиях плохой видимости. До 1 сентября 1939 г. было изготовлено 275 Hs 126, с 1 сентября по конец года - 137, в 1940 г. - 368, в 1941 г. - 5. Всего - 785 машин.
На начало Второй мировой войны разведподразделения ВВС имели на вооружении 257 Hs 126 и только 81 Не 45 и Не 46, которые вследствие потерь исчезли из боевого состава уже к маю 1940 г. Для нападения на СССР было сосредоточено 48 ближнеразведывательных отрядов в составе 417 машин, почти исключительно Hs 126. В отличие от кампаний на Западе и в Польше разведчики несли очень большие потери. До 6 декабря 1941 г. было сбито около двухсот машин этого класса. К концу года отряды ближней разведки насчитывали в среднем только половину штата (6 вместо 12). Всего же к декабрю 1943 г. было потеряно 712 из 785 Hs 126, большей частью на советско-германском фронте.
Достаточно быстро "хеншель" был вытеснен новым разведчиком FW 189. В сентябре 1942 г. на советско-германском фронте из 317 разведчиков только 103 были типа Hs 126, 174 - FW 189, а остальные - типа Bf 109 и Bf 110. До конца этого года Hs 126 практически исчез из фронтовых подразделений. Оставшиеся самолеты в конце 1943 г. были переданы в ночные штурмовые авиагруппы, где использовались в основном против партизан.
На Крайнем Севере этими разведчиками был укомплектован 1 отряд 32-й группы ближней разведки. На 29 июня 1941 г. он насчитывал 7 Hs 126B-1 и базировался тремя машинами в Киркенесе и четырьмя в районе Салло. По не подтвержденным пока данным, 5-й флот Люфтваффе потерял за годы войны 10 самолетов этого типа:
27.06.41. Сбит группой капитана Сафонова в районе Титовки.
16.07.41. Сбит И-16 капитана Сафонова в районе Ура-губы.
03.09.41. Сбит мл. лейтенантом Максимовичем у п. Озерко.
09.09.41. Сбит шестью И-153 в районе Б. Зап. Лицы.
15.09.41. Сбит "Харрикейном" 151 крыла R.A.F. в районе Зап. Лицы.
10.01.42. Сбит 4 "Харрикейнами" 78 иап в районе Б. Зап. Лицы.
12.01.42. Сбит 7 "Харрикейнами" в районе Б. Зап. Лицы.
19.03.42. Сбит "Харрикейном" в районе г. Эйна.
09.05.42. Сбит капитаном Мозеровым в районе м. Пикшуев.
11.10.44. Сбит лейтенантом Дегтевым в Лангс-фьорде.

Тактико-технические данные Hs 126B-1:

Размах крыла - 14,5 м, длина самолета - 10,85 м, высота - 3,75 м, площадь крыла - 31,6 кв.м.
Вес пустого самолета - 2030 кг, взлетный вес - 3090 кг.
Максимальная скорость на уровне моря - 310 км/час, на высоте 3000 м - 356 км/час.
Практический потолок - 8300 м, максимальная дальность полета - 720 км.