Управление НКВД по Архангельской области Народному комиссару внутренних дел СССР Генеральному комиссару государственной безопасности СССР товарищу л. Берия
Гор. Москва

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
О следовании и прибытии в город Архангельск
каравана иносудов № 17

По агентурным и официальным данным нами выявлено, что формирование и отправка каравана № 17 из Исландии в СССР не являлись секретом для портовых жителей Исландии. Последние были осведомлены о сроке выхода каравана, о количестве грузовых и военных судов и какие грузы отправляются в СССР. Все это позволило немецкой разведке в Исландии своевременно передать необходимые данные о караване и, как факт, за несколько дней до выхода каравана из Исландии, разведкой Северного флота и БВФ в Баренцевом море отмечено появление большого количества подводных лодок и активность разведывательной авиации противника.
Штабу БВФ о выходе из Исландии в Архангельск каравана №17 стало известно от старшего морского офицера английского флота в гор. Архангельске капитана Монд.
19 июня сего года в Исландии для отправления в СССР подготовлено 35 транспортов, кроме того подготовлено еще 9 транспортов, на случай, если какой-либо из намеченных к отправке транспортов по тем или другим причинам выйдет из строя.
24 июня сего года капитан Монд в адрес командующего БВФ — вице-адмирала Степанова, сообщал, что по полученным им данным эскорт 17 каравана будет состоять из следующих кораблей: 4 противолодочных траулеров, 6 эсминцев, 4 корветов, 1 подводной лодки, 3 кораблей ПВО, 3 спасательных судов. Кроме того прикрывающие силы будут состоять из крейсеров английских «Лондон», «Нордфолк» и американских: «Вичета», «Тускулуза», также 3 эсминцев.
Дополнительно прикрытие будет состоять из: английского линкора «Дьюк Оф Йорк», американского линкора «Вашингтон», авианосца «Викториос», крейсеров «Нигерия» и «Ком-берленд», а также 9 эсминцев.
27 июня 1942 г. караван в составе 36 торговых судов, под флагами: английским, американским и советским, трех спасательных судов, одного военного бункерного танкера и 14 сопровождающих военных кораблей, из Исландии вышел в Советский Союз.
Вскоре после выхода из Исландии три торговых парохода по неизвестным причинам вынуждены были возвратиться обратно.
В течение 5 дней караван шел до Медвежьего острова в полном порядке по намеченному курсу, а 1 июля в 10 часов утра, недалеко от Медвежьего острова был замечен немецкий разведывательный самолет. 2 июля разведывательный самолет появился снова и вечером того же дня был произведен первый налет. 3–4 немецких воздушных торпедоносца сбросили несколько торпед. В результате этого налета был потоплен п/х «Вильям Хупер» на котором находился груз в количестве 8400 тонн.
3 июля вечером, караван снова был атакован немецкими подводными лодками (количество их не установлено), но эта атака не причинила шедшему каравану никакого ущерба.
4 июля в 14 часов дня у северной части Медвежьего острова на караван судов снова был произведен воздушный налет в составе 7 самолетов «Фокке-Вульф» и в 18 часов этого же дня налет был повторен, во время которых были потоплены пароходы: «Наварко» с грузом 2237 тонн и «Даниэль Мур» с грузом 8144 тонны. После этого налета по распоряжению командора, получившего приказание от Адмиралтейства, караван рассредоточился группами, с заданием самостоятельно следовать в порт назначения или порты укрытия. Сопровождавший караван эскорт, дойдя до Медвежьего острова, повернул обратно и ушел по направлению к Исландии.
Наличие такого распоряжение Английского Адмиралтейства подтверждается следующими документами, поступившими в штаб БВФ от капитана Монд.
Эскорту… 17.. 67 Главнокомандующему Британским флотом 116. От Адмиралтейства. Ввиду угрозы со стороны подводных кораблей противника, конвою необходимо рассредоточиться и следовать в русские порты.
…47 от Адмиралтейства. Передаю повторение моего 2112/4, адресованного… главкому отечественного флота… 47 от Адмиралтейства. Крейсерам уходить на запад на большой скорости.
Об уходе эсминцев эскорта конвоя видно из следующего документа поступившего от капитана Монд на имя командующего БВФ от 7 июля сего года.
«На основании имеющихся сведений, можно заключить, что эсминцы эскорта 17 получили приказание возвратиться в Скапа-Флоу».
Таким образом эсминцы эскорта и тяжелые корабли по распоряжению Английского Адмиралтейства из состава охранения конвоя 4 июля ушли на запад. Транспорты конвоя и оставшийся эскорт также по распоряжению Английского Адмиралтейства рассредоточились и пошли самостоятельно без охраны от подводных и воздушных сил противника.
13 июля 1942 г. капитан Монд в документе адресованном Адмиралтейству, старшему британскому офицеру на Севере России, командующему британской флотилии адмиралу Майжс, старшему британскому офицеру в Исландии, пишет: «В 20.30 (местного времени) 4 июля конвою приказано разойтись в точки 76 градусов 00 минут СШ и 27 градусов 14 минут ВД. Трудно сказать, что произошло после этого, так как конвой разбился на отдельные суда или небольшие группы, ясно, что подлодки были готовы к такому стечению обстоятельств. Они поддерживались авиацией, на долю которой досталась большая часть не эскортируемых судов».
Каких-либо данных, говорящих о том, чем вызвано распоряжение Английского Адмиралтейства об отзыве тяжелых кораблей и эсминцев из состава охранения каравана в нашем распоряжении нет. О выходе немецкой эскадры для действий против каравана № 17 Английское Адмиралтейство знало, это видно из приказания о рассредоточении каравана и приказа командующего Северным флотом вице-адмирала Головко от 5 июля сего года, где указано: «Что поданным английской разведки корабли противника: «Тирпиц», «Шеер», «Лютцов», «Хиппер» в сопровождении эсминцев, 3 июля в 14 часов вышли для действий против конвоя № 17. По тем же данным обнаружено 10 подлодок противника к востоку от Медвежьего острова».
5 июля сего года в 18 ч. 05 мин. на 71 градусе 21 минуты СШ и 27 градусе 00 минут ВД подводная лодка Северного флота торпедировала двумя торпедами немецкий линкор «Тирпиц», вследствие чего по данным радиоразведки Северного флота и БВФ, немецкая эскадра ушла в норвежские порты.
Английские же военно-морские силы, не вступив в боевое соприкосновение с эскадрой противника, оставили конвой.
Также совершенно не ясно, чем вызвано распоряжение Английского Адмиралтейства о рассредоточении каравана, так как даже при наличии оставшегося охранения в составе: 2 кораблей, 3 противолодочных траулеров, 4 тральщиков, 3 корветов, которые пришли на Новую Землю, а затем в Архангельск, можно было оказать серьезное сопротивление подводным лодкам и авиации противника.
По данным радиоразведки Северного флота и БВФ против разрозненных групп и отдельных транспортов каравана действовало до 16 подводных лодок противника, а также значительное количество авиации, доходившее в отдельных налетах до 40 самолетов.
В результате, оставшись без охраны небольшие группы судов и отдельные суда явились хорошим объектом для нападения неприятельской авиации и подводных лодок, при дальнейших атаках неприятеля караван № 17 понес значительный урон.
По официальным и агентурным данным, из каравана №17 потоплено 21 судно. Таким образом из общего количества тоннажа, шедшего с грузом 167 010 тонн, доставлено только 56.012 тонн или 29,9%.
В Архангельском и Молотовском портах на 30 июля находится 11 торговых пароходов, из них 7–9 июля прибыли:
«Ошенфриден» с грузом — 2830 тонн;
«Белленген» — 5815 тонн;
«Самуэль-Ченз» — 8228 тонн;
«Донбасс» (танкер) — 8500 тонн.
26–30 июля прибыли:
«Азербайджан» (танкер) с грузом — 7600 тонн;
«Бенджамен-Хариссон» — 6600 тонн;
«Вильстон Салем» — 7500 тонн;
«Айрон Кленд» — 4972 тонн;
«Сильф-Форд» — 4895 тонн;
«Трубадор» — 5543 тонн;
«Эмпаер-Тайд» — 1129 тонн.
До настоящего времени точно не установлено где находится п/х «Карлтон» с грузом 4862 тонны.
Старший военно-морской офицер в гор. Архангельске капитан Монд, разбирая в беседе с уполномоченным Наркомвнешторга Герасимовым причины серьезных потерь караваном № 17, возложил всю вину на преждевременное решение Английского Адмиралтейства, последовавшее 4 июля 1942 г. об отзыве конвойных судов от каравана и приказ капитанам торговых судов рассыпаться поодиночке, самостоятельно защищая себя имеющимся вооружением, а также следовать в порты назначения или укрытия.
В этой же беседе капитан Монд подверг резкой критике военно-морские власти Англии, при этом заявил, что:
«Эта грязная операция войдет в историю как черная страница на совести английского военно-морского флота. Временами хочется сказать, как мне стыдно перед лицом английских морских офицеров носить их звание».
Капитан американского парохода «Минотавр» в беседе по вопросу о потерях каравана № 17, заявил: «Охранять караван взялись как и прежде англичане, а не американцы и они дали явно недостаточную охрану против воздушных нападений.
С каждым новым караваном потери увеличиваются. Так, например, в караване № 15 были потеряны 3 судна, в караване № 16 – 7 судов и в последнем — 21 судно. Это говорит о том, что разведка врага стала работать лучше, а у союзников, видимо, увеличилась утечка секретных сведений. Откуда происходит эта утечка — из Лондона, Мурманска или Архангельска — сказать трудно, но она несомненно есть. Англичане вообще очень медлительны и неоперативны. Этим надо объяснить плохую организацию охраны караванов. По возвращении в Америку, капитаны американских судов будут протестовать перед своим правительством против столь плохой охраны караванов и будут требовать участия американской охраны для последующих караванов».
В связи с такими большими потерями судов, среди англичан и американцев, находящихся в Архангельске, создается мнение о бесцельности дальнейшей посылки караванов этим путем.
Помощник старшего военно-морского офицера в Архангельске Говард заявил: «Англия и Америка очень хотят помогать России, но если будет гибнуть так много судов, то посылка их в дальнейшем бесполезна».
Секретарь Американской миссии в Архангельске Мак Гиннис заявил, что: «Если не будет усилена защита караванов, то очевидно посылка их будет прекращена, так как процент гибнущих судов слишком велик».
Имея в своем распоряжении агентурные материалы о поведении команд отдельных союзных и советских торговых судов во время столкновения с подводными и воздушными силами противника, следует отметить, что:
17 июля с. г. в 21 ч. 40 минут при налете самолета противника на стоящие в проливе Маточкин Шар суда каравана, команда американского п/х «Айрон Клед» спустила шлюпки, набрала продукты и покинула судно, тогда как в это судно попаданий не было и оно находилось у берега под охраной нашего и английского кораблей и береговой батареи.
Американский п/х «Вильстон Салем», дойдя до бухты Литке (Новая Земля), сел на мель, команда покинула судно, предварительно приведя в негодность материальную часть вооружения. Только после вмешательства Героя Советского Союза полковника Мазурук, который прибыл на место катастрофы на самолете, команда обратно возвратилась на судно.
Также установлено, что после потопления того или другого судна, к находящимся на шлюпках командам подходили подлодки или гидросамолеты противника, где производили выяснения какое судно потоплено, какой был груз и т.д. В отдельных случаях противником брались пленные, так, например: на судне «Эмпайр Байрон» в СССР направлялся капитан танковых войск английской армии Ремингтон, который по его словам, имел чертежи новых английских танков «Черчилль» для доставки их в СССР. Ремингтон был взят в плен подлодкой противника из спасательной шлюпки.
По данным английской военно-морской миссии в Архангельске, капитан английского Флота Дженсон, также взят в плен немецкой подлодкой.
Советский танкер «Донбасс» мужественно и умело отбивал атаки вражеской авиации. В то же время на танкере, имел место факт трусости и паники. 7 июля находясь на подходе к горлу Белого моря, радистом Платовым, без разрешения капитана судна дана радиограмма бедствия, тогда как это не вызывалось необходимостью. Радиограмма передана открытым текстом и могла быть перехвачена противником.
По этому вызову из Иоканьгской базы БВФ на помощь «Донбассу» вышел СКР-30, который на пути следования подвергся атаке 18 самолетов противника, в результате чего корабль получил серьезные повреждения.
Водный отдел НКВД в Архангельске по этому факту проводит расследование для привлечения виновных к ответственности.
Танкер «Азербайджан» имел торпедное попадание, своим ходом прибыл в Архангельск. После атаки и повреждения часть команды этого судна струсила и высадилась на шлюпке, в числе которых есть военнослужащие из военной команды. По этому факту расследование проводит Архангельский погранотряд, так как военная команда «Азербайджана» состояла из числа пограничников.
Одновременно установлено, что прием и обслуживание прибывшего в гор. Архангельск каравана № 17 со стороны морского штаба Северной флотилии были организованы неудовлетворительно. 16 июля с. г. капитан Монд при посещении уполномоченного Наркомвнешторга Герасимова Зам. Наркома Внешней торговли Степанова, в беседе с ними возмущался нерадивым отношением морского штаба Северной флотилии к обслуживанию иносудов, привел следующие примеры:
1. В Архангельский порт ожидалось прибытие 6 военных кораблей для пополнения запасов бункерного топлива, в связи с чем капитан Монд запросил морской штаб где и в какой мере будут снабжены топливом прибывающие суда английской флотилии и получил ответ, что для этой цели подготовлен советский п/х «Буг», который должен снабдить топливом прибывающие военные корабли.
На вопрос Монда, сколько находится бункерного мазута на «Буге», он получил ответ, что мазута имеется 1800 тонн.л.
Удовлетворенный этим ответом, капитан дал указание уже входящим к этому времени в порт английским военным кораблям, подходить поочередно к «Бугу» для бункерного топлива. Через некоторое время капитан Монд получил сообщение от командира первого подошедшего к «Бугу» корабля сообщение о том, что на «Буге» имеется всего 80 тонн бункерной нефти. Говоря об этом случае, Монд заявил, что вполне ясно для каждого к чему могло привести, если бы прибывающие суда шли бы в порт исключительно за бункером с тем, чтобы немедленно выйти в море для выполнения боевых операций, выход которых в море был бы сорван морским советским штабом только потому, что там не знают, что в километре от них стоящее советское судно для снабжения военных судов вместо 1800 тонн бункера имеет на борту всего лишь 80 тонн.
2. Командир соединения английских военных судов капитан Кромби получил распоряжение срочно выйти в море для встречи в определенном секторе с советским танкером «Донбасс» и принять его под защиту от оперирующих в районе горла Белого моря германских подводных лодок. Выход в море был назначен на 18 час 30 мин. Утром этого же дня капитан Монд обратился в штаб флотилии к капитану 2-го ранга Блинову о предоставлении катера к 17 часам для доставки капитана Кромби на борт военного корабля, стоявшего у острова Бревенник и получил заверение от капитана Блинова о том, что доставка капитана Кромби будет обеспечена катером Ш-3 ровно в 17 часов. Однако, катер был предоставлен с большим запозданием, в связи с чем выход соединения военных кораблей был задержан на 2 часа. В результате танкер «Донбасс» уже атакуемый с воздуха, был принят под защиту военных кораблей с большим опозданием и если бы задержка, как пояснил капитан Монд, в предоставлении катера, затянулась еще на некоторое время, танкер «Донбасс» мог быть потоплен. Подоспевший военный корабль своевременно потопил подводную лодку.

С 10 июля 1942 г. в гор. Архангельск начали прибывать спасенные моряки погибших английских и американских судов. На 1 августа 1942 года прибыло 1147 чел., которые размещены следующим образом:
Гостиница «Интурист» — 585 чел;
Общежитие школа № 4 – 353 чел;
Общежитие школа № 49 – 145 чел. На излечении в трех госпиталях города находится 124 человека.
Организация обслуживания торговых иноморяков возложена на уполномоченного Внешторга Герасимова, который осуществляет это через аппарат «Интурист».
Некоторое недовольство среди иноморяков было проявлено в связи с тем, что первые пять дней их одели в нижнее белье и халаты, так как верхней одежды не было, а их была отправлена на дезинфекцию. Будучи совершенно здоровыми, они тяготились госпитальным режимом, уходили без разрешения из помещения и бродили по улицам города в белье и халатах.
Помощник старшего военно-морского офицера в Архангельске Говард, высказывая свое возмущение по этому вопросу, заявил:
«Если бы русские моряки были спасены в море и доставлены в Англию или Америку, их бы немедленно одели в хорошие костюмы и даже дали бы по чемодану со всеми необходимыми вещами, а здесь наши спасенные моряки ходят оборванные в нижнем белье и халатах и о них нет никакой заботы. Настроение у команд спасенных с погибших кораблей очень плохое, матросы не имеют костюмов, у них очень мало сигарет, кормят их неудовлетворительно».
Установлен ряд случаев не лояльного и преступного отношении иностранных команд к советским морякам, а также факты прямого саботажа команд пароходов при разгрузке их в Архангельском порту. Так, например:
Среди моряков спасшихся с голландского судна «Пауль-Портер», плавающего под английским флагом, прибывших на шлюпках к безлюдным берегам Новой Земли было 8 советских моряков с п/х «Киев». Подойдя к берегу 3 человека советских моряков во главе с помполитом Войковым пошли на разведку местности. В это время голландцы по команде третьего штурмана Ван-дер-Линдена отошли от берега на шлюпках в море несмотря на просьбы оставшихся 3 чел. советских моряков подождать ушедших и взять их в шлюпки. Все же штурман Ван-дер-Линден не принял во внимание просьбу и советские моряки остались на берегу без продуктов питания и одежды. На поиски оставшихся моряков тов. Папаниным послан специальный самолет для розыска и спасения этих моряков.
В Молотовский порт 14 июля подошел американский п/х «Самуэль Чейз» с грузом для разгрузки. Капитан этого парохода, Мартен (быв. береговой лоцман каботажа в возрасте 65 лет) 15 часов не разрешал приступать к разгрузке судна, мотивируя тем, что команда в пути слишком устала.
Когда на судно явилась комиссия погранотряда и таможни, тогда капитан проявлял недовольство комиссии, заявил, что он считает беззаконием когда к нему, как к представителю союзников являются за каким-то осмотром и не дают ему отдохнуть. После этого в знак протеста на два часа закрыл пар, не давая его в лебедки. Вследствие чего разгрузка была приостановлена. В течение 4 дней работы по разгрузке судна до 20 июля капитан несколько раз приостанавливал разгрузку судна, выключая пар и все судовые механизмы, прибегая к этой мере по несколько раз в день, не имея на это никаких причин. При малейшем поводе, как например, кто-либо крикнул громко на судне, капитан предъявляет ультиматум к властям порта, что его нервируют криком и стуком на судне и приводит в действие свой ультиматум, прекращая разгрузку судна. Так, в течение дня он выключал пар 3 раза. В итоге на судно был вызван для урегулирования спорных вопросов представитель английской миссии.
При выгрузке с судна стальных цельнотянутых труб и в связи с тем, что они 14 метров длины, подведенный кран поднять ношу этих труб высоко не может, по халатности крановщиков, концами труб была задета судовая шлюпка и в борту ее сделана вмятина.
В связи с этим капитан остановил разгрузку судна на 5 часов и согласился продолжать ее тогда, когда вмятина в шлюпке была исправлена.
Среди иноморяков ряда торговых судов имеются также лица, резко антисоветски настроенные. Последние проводят пропаганду о якобы идущих каких-то тайных переговорах между Советским Союзом и Германией.
Считаю необходимым отметить, что между американскими и английскими моряками наблюдаются трения, доходящие до отдельных конфликтов. Первые резко высказываются по поводу того, что англичане по их мнению хитрят и думают только о собственной шкуре и прибыли. Они также заявляют, что когда их суда конвоируются русскими, они спокойны, англичанам же они не доверяют, так как англичане трусливы и предатели по своей натуре. Рядовые английские моряки весьма резко высказываются о руководителях своего правительства.
В качестве своих предложений считал бы необходимым поставить перед Вами вопрос об организации на острове Новая Земля военной базы, в число которой должно входить некоторое количество авиации и военных кораблей.
Как показал опыт 17 конвоя, многие транспорта при активных действиях противника нашли себе укрытие на острове Новая Земля.
Учитывая, что транспорта и последующие конвои в трудных условиях, очевидно будут пользоваться заливами Новой Земли или проходить вблизи ее, появляется срочная необходимость иметь там нашу авиацию и военные корабли.
Вследствии организации вышеуказанных мероприятий, будут прекращены безнаказанные действия противником как это имело место 27 июля 1942 г. когда в губу Кармакулы вошла подводная лодка противника и артогнем обстреляла берег, а оказать какое либо сопротивление противнику было нечем.

Начальник управления НКВД АО
майор государственной безопасности Мальков.
6 августа 1942 г. №3/1790

Документ опубликован в книге: Христофоров, В.С. Секреты Российского флота: из архивов ФСБ. - Москва : Вече, 2016. – 442 с.