1) Недостача и излишек грузов.

Недостача грузов в порту образовалась в результате небрежной работы порта, просчетов при выгрузке и отгрузке груза, потери мелких мест под снегом среди большой массы грузов, при утоплении отдельных мест и бое тары. К недостаче также относятся грузы, числящиеся по пароходным документам, но фактически не поступившие и неоформленные таможенными актами. Недостачу в основном составляют до 30% мелких ящиков с различными запчастями. Остальные 70% недостачи составляют боеприпасы.
Наряду с недостачей имеется излишек грузов, прибывших без документов и неоформленных актами таможни. 90% всего излишка составляют различные боеприпасы.
Кроме указанных случаев, излишек и недостача грузов образовывались в результате путаницы при складировании запчастей и боеприпасов с одного парохода с другим. Особенно часто происходила путаница при перестановке пароходов из порта в порт.
По отношению. к общему количеству прибывших грузов за период 1941-45 гг. недостача и излишек составляют:

gruzy1

За весь период работы в Архангельском порту нами составлены ведомости недостач и излишков пономенклатурно по годам и месяцам. В этих ведомостях подробно указано, с какого парохода и по какому коносаменту имеется недостача или излишек груза.
На недостачу грузов, образовавшуюся в результате небрежной работы порта за период 1943-45 гг., составлена ведомость для предъявления претензии порту и для взыскания соответствующей суммы убытка. Указанная ведомость направлена в Инженерное Управление.
Недостача и излишек по годам в процентном соотношении распределяются следующим образом:

gruzy2

Если учесть претензии, предъявленные порту за 1943-44 гг., а также имеющийся излишек боеприпасов, который перекрывает недостачу боеприпасов, то общая недостача за весь период работы сведется к весьма незначительному количеству.

2) Повреждение и хищение грузов и борьба с ними.
Процент повреждений и хищений грузов по отношению к общему количеству обработанного вооружения настолько незначителен, что не поддается исчислению.
На сотни тысяч тонн обработанного груза, который исчисляется более чем двумя миллионами мест, мы имеем около сотни случаев повреждения и до двадцати случаев частичного хищения груза. Повреждения можно разделить на две категории - повреждение тары и повреждение самого груза. Все случаи повреждения груза и тары актировались представителями таможни, порта, военной приемки и инженерного Управления НКВТ СССР.
Подавляющее большинство актов относится к повреждению тары. Повреждения и бой тары происходили не столько по вине работников порта, сколько по причине частого перемещения груза с причалов в тылы порта и обратно на причалы для отгрузки. Перегруженность порта в период последней навигации также являлась причиной боя тары, так как часто тара груза, находящегося внизу, не выдерживала нагрузки передних рядов груза.
Повреждения груза происходили исключительно по причине неопытной разгрузки и небрежного отношения к грузу со стороны работников порта, а также по причине поломки судовых и портовых механизмов во время разгрузки. Такие грузы, как элементы батарей для подлодок являются очень хрупкими и требуют бережной, умелой разгрузки. Если неопытные работники порта небрежно и неумело выгружали указанный груз, то элементы разбивались. Случаи повреждения элементов батарей являются наиболее характерными. Остальные повреждения груза незначительны. Сюда относятся вмятины на сторонах машин локаторов, вмятины и царапины на бортах катеров и т.д.
Основными предметами хищения грузов были ручные фонари, батареи к ним, лампочки для фонарей, различный инструмент, наружные зеркала машин локаторов и др. мелкий груз. Было несколько случаев, когда срезали кожаные сидения машин.
Акты повреждения и хищения груза направлялись аварийному комиссару для составления аварийных сертификатов. В случаях серьезных повреждений и крупного хищения копии актов направлялись также прокурору для ведения расследования привлечения виновных к ответственности.
Аварийные сертификаты вместе с актами направлялись в Инженерное Управление на предмет их реализации.
Большую помощь по охране грузов оказала нам промохрана войск НКВД, которая по нашему первому требованию и по требованию представителей Военной приемки выставляла посты для охраны ценных грузов.
Благодаря этому мы имели незначительное число хищений по отношению к общему количеству прибывших грузов.