Для исследователя важно понимать, что в подготовке страны и вооруженных сил к отражению возможной агрессии решающую роль играет оперативно-стратегическое планирование, предусматривающее определение порядка развертывания вооруженных сил, создание группировок войск для ведения военных действий и замыслы первых стратегических операций. Стоит отметить, что в 1939 - 1940 гг. Генштаб РККА подготовил и утвердил два варианта военно-оперативного плана. Первый был разработан под руководством начальника Генштаба маршала Советского Союза Б.М. Шапошникова к августу 1940 г., второй, составленный под руководством генерала армии К.А. Мерецкова к сентябрю 1940г., получил утверждение правительства 15 октября 1940 г. [1]. Весной 1941 г. с приходом нового начальника Генерального штаба генерала армии Г.К. Жукова военно- стратегические намерения СССР подверглись решительным доработкам, что привело к составлению нового варианта оперативного плана, который датируется 11 марта 1941г. Кроме того, весной 1941 г. нарком обороны СССР маршал Советского Союза С.К. Тимошенко и новый начальник Генерального штаба генерал армии Г.К. Жуков направили директивы командующим войсками ПрибОВО, ЗапОВО, КОВО и ОдВО, в которых приказывалось разработать детальные планы обороны государственной границы и детальные планы противовоздушной обороны [2]. Мы считаем, что директивы наркома обороны СССР и начальника Генштаба РККА следует рассматривать не иначе как документы, в которых нашли свое отражение представления советского командования о начальном периоде войны. Обращаясь непосредственно к исследуемым документам, мы понимаем, что развертывание сил фронтов планировалось завершить уже после фактического начала войны и делаем вывод: составители директив весной 1941 г. допускали возможным промежуток времени от начала войны до начала крупномасштабных операций фронтов. Анализ этих документов подтверждает зафиксированное в мемуарах советского военачальника мнение, что военное руководство страны исходило из ошибочных представлений о начальном периоде войны. О тех же стратегических просчетах писал впоследствии генерал-майор А.М. Василевский: … план по старинке предусматривал так называемый начальный период войны продолжительностью 15 - 20 дней от начала военных действий до вступления в дело основных войск страны… [3]. Действительно, оперативный план, разработанный под руководством генерала армии Г.К. Жукова и датированный 11 марта 1941 г., заставляет обратить исключительное внимание на оборону наших западных границ. Возможное вооруженное столкновение может ограничиться только нашими западными границами, но не исключена вероятность атаки и со стороны Японии наших дальневосточных границ [4].
abviy4Преследуя задачи укрепления обороны западных границ государства и предотвращения быстрого продвижения врага вглубь территории, советское военное командование принимает ряд мер оперативного реагирования. Рассмотрим их реализацию на материалах одного из военных училищ, образованного накануне войны, выпускники которого специализировались на маскировке и подрывном деле. Директивой Народного комиссариата обороны СССР от 20.06.1940 г. за № 0011080 Военному Совету Белорусского военного округа предписывалось сформировать Борисовское военно-инженерное училище. 10 июля 1940г. распоряжением командующего войсками Западного особого военного округа Павлова Д.Г. его организация была поручена командиру первого батальона Витебских инженерных курсов усовершенствования начсостава запаса капитану Портянкину М.С. Образование военно-инженерного училища проводилось по штату № 17/4 в военном городке Печи близь г. Ново-Борисов (Белорусская ССР); расквартировано там же решением Военного совета округа от 14.07.1940 г. [5].
Первоначально – 10 июля 1940г. - военное учебное заведение было сформировано как Лепельское саперно-маскировочное училище. С 17 июля 1940г. в архивах Министерства обороны РФ оно фигурирует как Борисовское саперно-маскировочное училище, несколько позже - со 2 сентября 1940г. – именовалось Борисовским военно-инженерным училищем [6]. Позднее, в связи с передислокацией на Север страны накануне Великой Отечественной войны учебное заведение получило привычное для исследователя название Архангельского (Борисовского) военно-инженерного училища и в дальнейшем не меняло его вплоть до расформирования в г. Архангельске 6 апреля 1943г [7].
Привлекает внимание стратегическое значение места первичной дислокации Борисовского военно-инженерного училища – г. Ново-Борисова, расположенного на обоих берегах реки Березины вдоль шоссе Минск - Москва, идущего через Смоленск. Не меньшую роль при учреждении военного учебного заведения играют географическая среда и тактические особенности местности, его окружающие, которые способствуют или затрудняют выполнение поставленных задач. С давних времен укоренилось мнение, что Беларусь – страна непроходимых болот, севернее Ново-Борисова располагались такие крупные болотные массивы как Домжерицкое и Слободское болота. Болота учат терпению и спокойствию, сообразительности и целеустремленности, активно используются при подготовке саперов, готовых к обеспечению переправ в экстремальных условиях.
Первые месяцы формирования Борисовского военно-инженерного училища стали серьезным испытанием как для начальствующего состава учебного заведения, так и для его первых курсантов. Отведенные училищу здания находились в запущенном виде, не предполагали учебных помещений, не были оборудованы мебелью и казарменным инвентарем. О плачевном состоянии материальной базы и хозяйства БВИУ свидетельствуют выдержки Исторического формуляра: … приготовление пищи производилось во временных очагах и походных кухнях до 5 сентября, а умывание личного состава в р. Плисса. Классные занятия велись на открытом воздухе [8].
Очевидно, что в подобных условиях важнейшими задачами командного состава стало приведение в сносное состояние казарменного фонда, устройство классов, приобретение оборудования, организация бесперебойной работы педагогического состава и учебной деятельности. В первые месяцы функционирования БВИУ оформилась общая структура учебного заведения. Материалы Центрального архива Министерства обороны РФ дают возможность выделить ее основные элементы. Таковыми в училище были: учебный отдел, строевой отдел, техническая часть, боевое питание, обозно-вещевое снабжение, продовольственное снабжение, квартирно-эксплуатационное отделение и финансовая часть. Руководящие функции командного состава БВИУ были закреплены за начальником училища, его заместителем и помощником. Среди подразделений обеспечения источники выделяют парк инженерных машин, тракторную роту, мастерскую и склад боепитания, мастерскую и склад технического имущества. В целях успешного усвоения теоретических знаний и отработки их на практических занятиях была оформлена классно-кабинетная система, обустроены военно-техническая лаборатория, лаборатория двигателей, лаборатория инженерных машин и полевого водоснабжения, лаборатории подрывного и химического дела. Проведение досуга во внеучебное время позволяли организовать имевшиеся при училище клуб и оркестр, полноценное питание – кухня и столовая [9].
Для оформления и последующего укрепления материальной базы училища был создан временный рабочий аппарат в составе: начальника отдела материально-технического обеспечения капитана Быкова А.М.; начальника финансовой части и казначейства военфельдшера Самарова Г.В.; начальника продовольственного отдела лейтенанта Козлова Г.Ф. [10].
Первоочередной мерой на начальном этапе функционирования Борисовского военно-инженерного училища стало формирование его командного состава. Данные Исторического формуляра свидетельствуют, что с 17 июля 1940г. в учебное заведение стал прибывать на укомплектование начальствующий состав, представляющий разные части Красной армии. Среди них в источнике фигурируют имена командиров батальонов: Героя Советского Союза капитана Коровина И.Е., «краснознаменца» капитана Зыкина И.А., награжденного орденом за особую храбрость, самоотверженность и мужество, проявленные при защите Отечества, майора Грищенко А.П., начальника Учебного отдела полковника Коноплева М.А.[11]. В конце августа 1940г. в г. Печи прибыл назначенный на должность начальника БВИУ полковник Калягин А.Я. Должность начальника Борисовского военно-инженерного училища Калягин Александр Яковлевич занимал с 25 августа 1940г. по 16 августа 1941 г.
abviy3Военная биография и боевой опыт полковника Калягина берут свое начало в 1919 г., когда тот поступил на Первые Саратовские командные курсы. Через год учебы он был направлен в ряды Красной армии в 419-й полк 47-й дивизии, в составе которого участвовал в боях против корпуса Шкуро и армии Деникина, сражался с белополяками. После стабилизации внутриполитического положения СССР и признания государства на международной арене А.Я. Калягин продолжил службу в Красной армии, с течением времени уверенно продвигаясь по карьерной лестнице, – от командира отдельного саперного батальона до начальника инженерных войск Сибирского военного округа. Полученный в сражениях боевой опыт и профессиональные навыки Александр Яковлевич умело дополнил теоретическими знаниями и высшим образованием. С сентября 1931г. по 1935г. он учился на инженерном факультете Московской Военно-технической академии (ставшей впоследствии Военно-технической академией им. Куйбышева). Закончив обучение в Академии и зарекомендовав себя на службе в Сибирском военном округе, Калягин А.Я. в 1937г. получил стратегически важное назначение в Китай на должность старшего советника при Главкоме инженерными войсками Китайской армии. Калягин вернулся в Советский Союз в июне 1940г., в августе того же года занял пост начальника Борисовского военно-инженерного училища, где его профессионализм и компетентность позволили в кратчайшие сроки организовать эффективную работу и наладить учебную деятельность БВИУ [12].
В этот же период времени в училище на укомплектование начал прибывать и его переменный состав – курсанты из близлежащих военных частей и райвоенкоматов. Однако, согласно архивным материалам, еще в начале октября 1940г. некомплект по учебному заведению составлял: начсостава – 48чел; переменного состава – 183чел. Из общего количества курсантов – 1413 чел. – принятых из среды гражданской молодежи с образованием в 8-10 классов оказалось 658 чел. и 755 чел., относящихся к младшему начсоставу или красноармейцев [13]. С отобранным составом курсантов педагоги и военные специалисты училища 15 августа 1940г. приступили к занятиям по переходным планам. С 25 сентября 1940г. распоряжением начальника Главного военно-инженерного управления от 17 сентября за №336565с на Борисовское военно-инженерное училище была возложена подготовка лейтенантов для укомплектования саперных рот стрелковых полков и саперных батальонов стрелковых дивизий, в соответствии с чем преподавательским составом был произведен перерасчет часов по изучаемым дисциплинам и практическим занятиям в сторону оборонительных практик. 1 октября 1940г. в БВИУ стартовала организованная работа по предварительно составленному расписанию учебной части под руководством полковника Коноплева М.А. Тогда же педагоги и принятые в училище курсанты приступили к занятиям в соответствии с планами и программой подготовки курсантов военно-инженерных учебных заведений с двухгодичным сроком обучения [14]. Основу обучения будущих саперов составлял цикл инженерных дисциплин, архивы школьного музея Архангельского (Борисовского) военно-инженерного училища сообщают нам о фортификации военных мостов и переправочных средств, подрывном деле, подземно-минных работах, тактике, маскировке [15]. Об освоении военных дисциплин, знания по которым требовались в большей степени при организации обороны, нежели при проведении решительных наступательных операций, вспоминает один из выпускников училища. Лейтенант инженерных войск Г.И. Селиванов работал над изучением строительства дорог, мостов и переправ, фортификацией, подрывного и минно-взрывного дела, маскировки всех работ, проводимых по возведению оборонительных и укрепленных районов [16].
Результатом слаженной, оперативной работы начальствующего и педагогического составов стало донесение полковника Калягина А.Я. за № 0157 от 01.101940г., информировавшее начальника Управления по укомплектованию войск Генштаба Красной Армии, начальника Главного инженерного управления Красной армии об окончании формирования училища и о начале учебного процесса по нормальному плану программ при подготовке курсантов инженерных училищ [17]. Шестого ноября 1940г. состоявшиеся курсанты приняли присягу на верность Родине, дав клятву мужественно защищать свое государство и свой народ [18].
Первые результаты учебной работы и военной подготовки курсантского состава БВИУ засвидетельствованы в архивах Министерства обороны РФ уже в конце октября 1940г. Исторический формуляр фиксирует распоряжение зам. народного комиссара обороны генерала армии Мерецкова К.А. от 22.10.1940г. о необходимости проверки училища инспектором инженерных войск полковником Суслиным [19]. Результаты аудита отмечены соответствующим актом, в котором итоговое состояние БВИУ оценивалось как удовлетворительное. Следующая проверка училища была организована 23-30 декабря 1940г., в ходе которой комиссия под председательством зам. командующего войсками ЗапОВО генерал-майора Хабарова оценила ход и уровень боевой подготовки курсантов. Актом, завершившим инспектирующую деятельность комиссии, отмечалось общее удовлетворительное состояние Борисовского военно-инженерного училища. Работа с источниками позволила выделить в исследовании ряд оценок по отдельным дисциплинам, преподаваемым в нем. Навыки при организации обороны, как и планирование и реализация наступательных операций ограничились среди курсантов уровнем «посредственно», размещение, внутренний распорядок и состояние дисциплины были оценены комиссией как удовлетворительные [20]. Приведенные в работе данные однозначно указывают на посредственный уровень подготовки курсантов и, на наш взгляд, на бессистемность и неэффективность в организации учебного процесса училища.
Обеспокоенное проблемами успеваемости и дисциплины, а также недокомплектом штатного расписания, руководство БВИУ приняло ряд мер, направленных на их устранение. Уже в ноябре 1940г. в училище прибыло на укомплектование 257 чел. младших командиров и красноармейцев из частей Западного особого военного округа [21]. Впоследствии, в ходе каждодневной и трудоемкой работы, в училище сложился сплоченный коллектив опытных преподавателей. Они стали для курсантов-новичков наставниками в учебном и боевом деле, советы которых помогали их ученикам принимать единственно правильное решение. Ибо, как мы помним, у сапера не существует права на ошибку. В архивах школьного музея Архангельского (Борисовского) военно-инженерного училища мы находим ряд имен таких учителей-наставников: капитаны Александренков, Алехин, Маслов А.В., Соловей И.Н; майоры Александров и Герасимов; воентехники второго ранга Бандура, Бомштейн; лейтенанты Бабченок, Бабусенко, Гуревич, Голубев, Захаров, Кучма, Колотолин, Козлов; батальонные комиссары Бондарев, и Васильев; политрук Вихнин [22].
Серьезная работа в БВИУ была проведена в области идейно-патриотического воспитания. 2 сентября 1940г. состоялась первая конференция, завершившаяся избранием партийной комиссии училища в составе: Калягина А.Я., Коровина И.Е., Коноплина Г.И., Черенкевича А.А., Арутюняна И.К., Волкова И.П., Булкина А.М. 21 декабря того же года была организована уже первая комсомольская конференция, работу которой курировал зам. начальника по политической части полковой комиссар И.А. Кокорев [23]. Комсомольцы-активисты Борисовского военно-инженерного училища возглавили среди курсантов социалистические соревнования, стимулируя подобной борьбой общие показатели в учебе, боевой подготовке и спортивных состязаниях. Лучших результатов и оценок по архивным материалам добились взводы лейтенантов Лукашова, Лебедева, Пмыркина [24].
Существенный объем проделанной работы и общие усилия начсостава, преподавателей и курсантов положительно сказались на уровне успеваемости учащихся. По архивным данным школьного музея Архангельского (Борисовского) военно-инженерного училища, уже на параде войск Белорусского военного округа в Минске 7 ноября 1940г. подготовка курсантского состава получила хорошую оценку. Отлично были проведены зимние тактические учения «Батальон в наступлении». Гордостью для БВИУ стали результаты «лыжного кросса имени народного комиссара Героя и Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко» (9-23 февраля 1941г.). По сведениям, зафиксированным на страницах Исторического формуляра, в кроссе участвовало: начсостава – 144 чел. (59,9%); курсантов – 1508 чел. (95,9%); красноармейцев – 120 чел. (79,7%). БВИУ победило в спортивном состязании среди частей Борисовского гарнизона; почетное первое место среди борисовцев было присуждено 1-й роте под командованием капитана Гапоненко [25]. Курсанты и педагогический состав училища проявили настойчивость и стремление, доказали стране и самим себе решительную готовность сражаться и быть лучшими в своем деле.
Весной 1941г. заканчивается «борисовский» период в истории училища. Его итогом стали оформление структуры учебного заведения, определение его руководящего аппарата и педагогического состава, организация и бесперебойная работа учебного процесса, эффективность которого подтвердили тактические испытания 1940-1941 гг. В марте этого же года руководством БВИУ был получен приказ о передислокации учебного заведения на Север. С 21 мая 1941г. (приказом Народного комиссариата обороны №088 - [26]) начинается новый этап развития училища, связанный с Архангельском. Приведенные в статье архивные данные из истории БВИУ по дате и месту его формирования, а также по характеру военной подготовки с наибольшей вероятностью свидетельствуют о преобладании оборонительных мероприятиях в рядах вооруженных сил СССР накануне войны, которое также нашло отражение в варианте оперативного плана от 11 марта 1941 г. Подтверждают наши выводы и отчетливо указывают на масштабность проведения оборонных работ в Советском Союзе накануне Великой Отечественной войны материалы доклада начальника Отдела укрепрайонов Генерального штаба Красной армии полковника Бутулёва на имя начальника Генерального штаба РККА К.А. Мерецкова, датированного октябрем 1940 г. [27]. Об этом же свидетельствует факт перевода училища из приграничной зоны в глубокий тыл, в Архангельск.
Обращаясь к дальнейшей истории АБВИУ, исследователь задается вопросом о причинах его передислокации. Прибывшее Борисовское военно-инженерное училище включить в состав Архангельского военного округа с 21.05.1941 г. [28], - обнаружили мы выдержку из приказа НКО СССР в архивах школьного музея училища. Есть основания искать причины передислокации военного училища от западных границ на Север территории в изменившихся оперативных планах советского военного командования. Учитывая, что Германия в настоящее время держит свою армию отмобилизованной, с развернутыми тылами, она имеет возможность предупредить нас в развертывании и нанести внезапный удар. Чтобы предотвратить это, считаю необходимым ни в коем случае не давать инициативы действий Германскому Командованию, упредить противника в развертывании и атаковать германскую армию в тот момент, когда она будет находиться в стадии развертывания и не успеет еще организовать фронт и взаимодействие родов войск[29], - считаем уместным здесь процитировать выдержку документа «Соображения по плану стратегического развертывания сил Советского Союза на случай войны с Германией и ее союзниками», написанного заместителем начальника Оперативного управления Генштаба РККА генерал-майором А.М. Василевским не позднее 15 мая 1941г. Исследователи до сих пор расходятся во мнении, были ли «Соображения…» утверждены главнокомандующим или же остались одним из черновых вариантов оперативного планирования СССР. Однако, независимо от признания или отрицания статуса приведенного документа, факт его существования не вызывает у историков сомнения, а анализ завершается определенным выводом: к маю 1941 г. в Генштабе РККА поняли, что война между Германией и СССР, будучи неизбежной, может начаться не по той схеме, на которую ориентировалась советская сторона. Весной 1941 г. военные теоретики и практики постепенно начали осознавать, что Германия пребывает в состоянии, способном нанести свой первый удар сразу всеми предназначенными для этого силами, отмобилизованными, с развернутыми тылами. Стратегические цели и задачи Генштаба вследствие подобных выводов претерпели корректировки и предполагали упреждение противника в развертывании и последующей его атаке. Независимо оттого, были в конечном счете утверждены «Соображения…» А.М. Василевского, мероприятия по укреплению обороноспособности страны на наших западных границах стали осуществляться на практике, и об этом свидетельствует история. Так, согласно воспоминаниям Г.К. Жукова: 13 мая Генеральный штаб дал директиву округам выдвигать войска на запад из внутренних округов. С Урала шла в район Великих Лук 22-я армия; из Приволжского военного округа в район Гомеля – 21-я армия; из Северо-Кавказского округа в район Белой Церкви – 19-я армия; из Харьковского округа на рубеж Западной Двины – 25-й стрелковый корпус; из Забайкалья на Украину в район Шепетовки – 16-я армия[30]. Приведенные выше свидетельства маршала Г.К. Жукова убедительно демонстрируют, что еще до начала войны произошла корректировка принятого в марте оперативного плана, а именно началась скрытая переброска советских войск к нашим западным границам. В первые часы военных действий - 22 июня 1941 г. в 21 час 15 минут - военным советам Северо-Западного, Западного, Юго-Западного и Южного фронтов наркомом обороны С.К. Тимошенко, начальником Генштаба Г.К. Жуковым и членом Главного военного совета Г.М. Маленковым была отправлена директива № 3, согласно которой войскам на 23 - 24 июня 1941 г. ставились следующие ближайшие задачи: концентрическими сосредоточенными ударами войск Северо-Западного и Западного фронтов окружить и уничтожить сувалкскую группировку противника и к исходу 24.06.41 овладеть районом Сувалки; мощными концентрическими ударами механизированных корпусов, всей авиации Юго-Западного фронта и других войск 5 и 6 армий окружить и уничтожить группировку противника, наступающую в направлении Владимир-Волынский, Броды. К исходу 24.06.41 овладеть районом Люблин [31]. Анализируя документ первого дня войны, исследователь вправе отметить противоречие между содержанием директив по разработке планов прикрытия, направленных командующим войсками приграничных округов весной 1941 г., и содержанием директивы № 3 от 22 июня 1941 г. И если в весенних оперативно-стратегических планах войскам ставились задачи уже после начала боевых действий прочно прикрыть государственную границу и обеспечить развертывание сил фронтов, то в часы войны С.К. Тимошенко и Г.К. Жуков сразу приказывали этим фронтам решать ближайшие задачи по нанесению контрударов, исключая таким образом промежуток времени от фактического начала войны до развертывания крупномасштабных операций. Планы по сдерживанию противника уступали место стратегически наступательным операциям скорой и неизбежной войны. К маю 1941 г. Генштаб РККА смог убедиться, что Германия до начала войны с СССР держит свои силы отмобилизованными, с развернутыми тылами, а следовательно, может предупредить Красную армию в развертывании и нанести внезапный удар. К таким выводам приводят данные стратегического планирования СССР, на этот факт обращает внимание изменение характера оборонительных мероприятий в рядах РККА и придание им статуса активных действий. Подготовка лейтенантов для укомплектования саперных рот стрелковых полков и саперных батальонов стрелковых дивизий в режиме военных корректировок продолжала оставаться жизненно необходимой стране. Но в условиях планируемой активной обороны, предполагавшей не отступление вглубь страны, а уничтожение группировок противника, выпускники-саперы уступили место на западных границах стрелковым корпусам, сами при этом, отодвинувшись на Север страны, продолжали обеспечивать тыловое прикрытие. Советское командование, стремясь избежать сценария развития событий Отечественной войны 1812 г., рассчитывало с началом боевых действий вести борьбу за стратегическую инициативу. Обращаясь к знаменитому выступлению Сталина 5 мая 1941 г. на приеме в честь выпускников военных академий, в очередной раз отметим основное направление стратегического планирования и последующей его реализации: Теперь, когда мы нашу армию реконструировали, насытили техникой для современного боя, когда мы стали сильны – теперь надо перейти от обороны к наступлению. Проводя оборону нашей страны, мы обязаны действовать наступательным образом. От обороны перейти к военной политике наступательных действий. … Красная Армия есть современная армия, а современная армия – армия наступательная [32]. Великая Отечественная война стала для советского народа войной оборонительной и даже освободительной, но в мае 1941 г. ее начало планировали наступательными методами и средствами, что косвенно подтверждают материалы по истории АБВИУ.
Источник: дипломная работа Л. Вороновой «История Архангельского (Борисовского) военно-инженерного училища (1940 – 1943 гг.): создание веб-сайта школьного музея для разработки регионального компонента образовательной программы»

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Горьков Ю.А. Готовил ли Сталин упреждающий удар против Гитлера в 1941 г.// Новая и новейшая история. – 1993. - № 3. – с. 32.
2. 1941: Документы. В 2 книгах. Кн. 2. - М., 1998. – С. 233.
3. Василевский А.М. Накануне 22 июня 1941 года (неопубликованное интервью Маршала Советского Союза А.М. Василевского от 20 авг. 1965 г.). // Новая и новейшая история. - 1992. - № 6. – С.8.
4. 1941: Документы: В 2 книгах. Кн. 1. - М., 1998. - С. 741.
5. Центральный архив Министерства обороны РФ. – Фонд № 60146. – Опись №35448. - Дело№1. – Коробка №6727. // Архив Центра патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи. - Коробка №1. – Папка «История АБВИУ», ксерокопии.
6. Центральный архив Министерства обороны РФ. – Предисловие к описи Фонда №60146. // Архив Центра патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи. - Коробка №1. – Папка «История АБВИУ», ксерокопии.
7. Там же.
8. Центральный архив Министерства обороны РФ. - Исторический формуляр. – Фонд № 60146. – Опись №35448. - Дело№1. – Коробка №6727. // Архив Центра патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи. - Коробка №1. – Папка «История АБВИУ», ксерокопии.
9. Центральный архив Министерства обороны РФ. - Исторический формуляр. – Фонд № 60146. – Опись №35448. - Дело№1. – Коробка №6727. // Архив Центра патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи. - Коробка №1. – Папка «История АБВИУ», ксерокопии.
10. Тематико-экспозиционный план школьного музея Архангельского (Борисовского) военно-инженерного училища. // Архив 23 средней школы им. А.С. Пушкина г. Архангельска. - Коробка «АБВИУ».
11. Центральный архив Министерства обороны РФ. – Фонд № 60146. – Опись №35448. - Дело№1. – Коробка №6727. // Архив Центра патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи. - Коробка №1. – Папка «История АБВИУ», ксерокопии.
12. Центральный архив Министерства обороны РФ. – Фонд № 60146. – Опись №35448. - Дело№1. – Коробка №6727. // Архив Центра патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи. - Коробка №1. – Папка «История АБВИУ», ксерокопии.
13. Центральный архив Министерства обороны РФ. – Фонд № 60146. – Опись №35448. - Дело№1. – Коробка №6727. // Архив Центра патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи. - Коробка №1. – Папка «История АБВИУ», ксерокопии.
14. Там же
15. Тематико-экспозиционный план школьного музея Архангельского (Борисовского) военно-инженерного училища. // Архив 23 средней школы им. А.С. Пушкина г. Архангельска. - Коробка «АБВИУ».
16. Селиванов Г.И. На Сталинградском направлении. // Лодия. – Архангельск,2007. - №1. – С.153.
17. Тематико-экспозиционный план школьного музея Архангельского (Борисовского) военно-инженерного училища. // Архив 23 средней школы им. А.С. Пушкина г. Архангельска. - Коробка «АБВИУ».
18. Там же
19. Центральный архив Министерства обороны РФ. - Исторический формуляр. – Фонд № 60146. – Опись №35448. - Дело№1. – Коробка №6727. // Архив Центра патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи. - Коробка №1. – Папка «История АБВИУ», ксерокопии.
20. Центральный архив Министерства обороны РФ. - Исторический формуляр. – Фонд № 60146. – Опись №35448. - Дело№1. – Коробка №6727. // Архив Центра патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи. - Коробка №1. – Папка «История АБВИУ», ксерокопии.
21. Центральный архив Министерства обороны РФ. – Фонд № 60146. – Опись №35448. - Дело№1. – Коробка №6727. // Архив Центра патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи. - Коробка №1. – Папка «История АБВИУ», ксерокопии.
22. Тематико-экспозиционный план школьного музея Архангельского (Борисовского) военно-инженерного училища. // Архив 23 средней школы им. А.С. Пушкина г. Архангельска. - Коробка «АБВИУ».
23. Центральный архив Министерства обороны РФ. - Исторический формуляр. – Фонд № 60146. – Опись №35448. - Дело№1. – Коробка №6727. // Архив Центра патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи. - Коробка №1. – Папка «История АБВИУ», ксерокопии.
24. Там же
25. Там же
26. Тематико-экспозиционный план школьного музея Архангельского (Борисовского) военно-инженерного училища. // Архив 23 средней школы им. А.С. Пушкина г. Архангельска. - Коробка «АБВИУ».
27. Пивоварчик С.А. Доклад по Отделу укрепленных районов Генерального штаба Красной армии, 12 октября 1940 г. // Вопросы истории фортификации. – 2013 - №4 – С. 11-20.
28. Тематико-экспозиционный план школьного музея Архангельского (Борисовского) военно-инженерного училища. // Архив 23 средней школы им. А.С. Пушкина г. Архангельска. - Коробка «АБВИУ».
29. Соображения по плану стратегического развертывания сил Советского Союза на случай войны с Германией и ее союзниками. // Сайт Электронная библиотека исторических документов. Режим доступа: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/181233-soobrazheniya-po-planu-strategicheskogo-razvertyvaniya-vooruzhennyh-sil-sovetskogo-soyuza-na-sluchay-voyny-s-germaniey-i-ee-soyuznikami-narodnyy-komissar-oborony-soyuza-ssr-i-v-stalinu-may-1941-g (дата обращения:15.01.2021).
30. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. В 2 т. Т. 1. — М.,2002. – с. 241
31. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. В 4 кн. Кн. 1. - М., 1998. - С. 499.
32. Сталин И.В. Краткая запись выступления на выпуске слушателей академий Красной Армии 5 мая 1941 года. // Сталин И.В. Полное собрание сочинений: В 18 тт. – Т. 18. – Тверь: Информационно-издательский центр «Союз», 2006. С. 214.