Тема ремонта и восстановления кораблей и судов на Севере в годы Великой Отечественной войны исследована недостаточно и не получила широкого освещения в нашей исторической литературе.
При этом совершенно отсутствуют публикации о судоремонтной деятельности во время войны завода №402 Наркомата судостроительной промышленности (ныне Государственное унитарное предприятие «ПО Севмашпредприятие» в г. Северодвинске, бывшем Молотовске). Это порождает неверное представление о том, что аварийно-боевой, планово-предупредительный и межрейсовый ремонты, а также вооружение и довооружение кораблей Северного флота и Беломорской военной флотилии, ледокольного и транспортного флота, в том числе и союзнического, осуществлялись исключительно судоремонтными предприятиями Наркоматов морского флота, рыбной промышленности и Главсевморпути с привлечением, главным образом, сил и средств ВМФ. (См., например, Грибовский В.Ю. Ремонт и восстановление кораблей и судов в годы Великой Отечественной войны // Судостроение, 1999. №1. С. 82-83; Щедролосев В.В. Две аварии эсминца “Громкий” // Гангут, 1993, №6. С. 111).
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе заводских архивных материалов показать ту значительную роль, которую завод №402 сыграл, несмотря на свою недостроенность, недооборудованность и тяжелое положение с поставками и кадрами, в поддержании и восстановлении боеспособности и эксплуатационных качеств кораблей, ледоколов и транспортов Севера во время войны, став одной из главных судоремонтных баз военного и гражданского флота на северном театре военных действий на море против фашистской Германии.
Поскольку исследование подобного рода предпринимается впервые, автор не претендует на то, чтобы считать эту тему исчерпанной, и понимает свою работу, только как начало ее всестороннего и углубленного изучения.
С началом войны новое судостроение на заводе №402 фактически прекратилось. Завод переключился на выпуск продукции, не свойственной его профилю, но крайне необходимой фронту и флоту: корпусов снарядов и фугасных бомб, солдатских котелков, автоцистерн, мостовых железнодорожных конструкций, понтонов, морских тралов всех видов, а также артиллерийских корабельных башен. К строительству кораблей удалось возвратиться только в середине 1943 года.
А вот судоремонтом на заводе №402, причем в больших объемах, занимались все четыре года войны. Уже к концу 1941 года завод в Молотовске превратился в судоремонтную базу транспортного, ледокольного и военного флота на Севере. Настоящий очерк является попыткой дать количественный и качественный анализ судоремонтной деятельности завода №402 в годы войны.
Состояние производственной базы
Судоремонтные возможности любого предприятия определяются наличием и составом двух основных производственных компонентов: доковых средств и причальных линий. И в этом отношении обстановка на заводе №402 в начале войны сложилась исключительно неблагоприятной.
Доковых средств на заводе не было. Сооружения, предназначенные для вывода кораблей из эллинга – наливной бассейн и полушлюз, - которые можно было бы использовать для докового ремонта судов, находились в стадии строительства.
На сооружаемом слипе, проект которого предусматривал возможность подъема с воды судов при помощи лебедок, даже не приступали к устройству подводной части наклонных путей, был только забит шпунт и установлены ряжи перемычки для осушения котлована. К этому моменту строительство №203 НКВД, которое возводило завод, прекратило все работы по сооружению его основных цехов и объектов, полностью переключившись на выполнение срочного задания Правительства по созданию Молотовского порта для приема судов союзников.
Завод не имел в своем распоряжении и плавучих доков. Для производства докового ремонта можно было рассчитывать только на Лайский сухой док Наркомата морского флота, расположенный в 20 километрах от Молотовска и не имевший с ним автодорожной связи.
Что касается причальных линий, то в декабре 1941 года завод фактически лишился причалов в глубоководной части своей акватории. Здесь были развернуты: база мазута Беломорской военной флотилии (БВФ) для бункеровки боевых кораблей; угольная набережная для судов гражданского флота; причал для танкеров с бензином. На перемычке слипа был сооружен временный причал длиной 230 м для разгрузки транспортных судов, приходивших в Молотовск уже с ноября 1941 года (караван РQ-3). Достроечную набережную к западу от наливного бассейна до законсервированного постройкой судомонтажного цеха (№9) предполагалось занять под остальные участки порта. Впоследствии 900-метровая причальная линия порта была сооружена в западной части акватории завода (территория нынешнего военного порта). Такая ситуация значительно усложняла судоремонтные работы – ремонтируемые суда некуда было ставить. Как писал в докладе Наркомату судостроительной промышленности 19 декабря 1941 года помощник директора завода по капитальному строительству А.А. Воеводин: «Завод вынужден производить ремонт буквально в условиях рейдовой стоянки, с подходом по льду по временным мостикам и т.д., не говоря уж о минимальной механизации подачи на корабль и обратно».
Не лучше обстояло дело с основными цехами недостроенного завода-гиганта. К началу 1941 года ни один из цехов основного производства не был принят окончательно. Плиты главного сооружения завода – наливных строительных доков – уже эксплуатировались, но здание эллинга над ними не было достроено. Отсутствовали системы отопления, вентиляции, водопровода.
В корпусном цехе, которому предстояло выполнить весь объем ремонтных работ по корпусам судов и кораблей, не была смонтирована часть оборудования, отсутствовали многопостовые сварочные агрегаты, электропитание подавалось по временной маломощной линии. Цех не отапливался.
Большинство пролетов незаконченного строительством главного механического цеха (№4) срочно перепрофилировалось под выпуск специальной продукции (морские тралы, артиллерийские башни). Все механические работы по судоремонту должен был принять на себя вспомогательный, ремонтно-механический цех (№17), сданный в эксплуатацию в ноябре 1939 года.
Узким местом для завода являлось литейное производство. В сталелитейном цехе (№2) только начались работы по наладке одной плавильной печи. Ввиду почти полного отсутствия литейной базы, завод был вынужден оборудовать в одном из складских помещений временную литейную с одной небольшой печью (объект №65).
Не было судомонтажного цеха, и это очень тормозило работы по монтажу трубопроводов и систем. На заводе, отдавшем фронту к маю 1943 года 2560 своих самых подготовленных рабочих, остро не хватало квалифицированных кадров.
Вот в таких условиях завод должен был выполнить обширную программу ремонта судов и кораблей различного типа.
Источник: Северные конвои: исследования, воспоминания, документы / Поморский международный педагогический университет им. М.В. Ломоносова / сост. Супрун М.Н. – Москва : Андреевский флаг, 2000. – Выпуск 3. – 364 с.
Продолжение материала:
Ремонт иностранных судов в Молотовске в годы войны
Ремонт кораблей и судов ВМФ на заводе №402
Ремонт судов ледокольного и транспортного флотов СССР
Герои труда: активные участники судоремонтных работ на заводе №402