Фамилия, имя, отчество, год рождения, должность и специальность

Участие в работах по судоремонту

Аксенов Митрофан Васильевич,
1918, рубщик 5 разряда корпусного цеха

Выполнял все ответственные работы по артиллерийским установкам, на настилах и фундаментах при ремонте ледокольного флота
Алексеев Константин Васильевич,
1919, начальник участка корпусного цеха
Будучи разметчиком, выполнил все разметочные работы при ремонте. Работы по ремонту ледоколов, СКР “Бриллиант” и ЭМ “Громкий” были проведены им качественно и в установленные сроки
Баевский Исаак Яковлевич,
1908, начальник цеха вспомогательных судовых механизмов
С 1942 г. цех под его бессменным руководством выполнил все станочные работы по ремонту ледоколов “Сталин”, “Каганович”, “Литке” и по восстановлению СКР “Бриллиант”
Батулин Алексей Иванович,
1918, судосборщик 6 разряда, бригадир в корпусном цехе
Выполнял большую работу по сборке столов для арт. установок, проявил себя при ремонте и восстановлении ледоколов и кораблей ВМФ
Бобнев Михаил Косьянович,
1915, медник 6 разряда судомонтажного цеха
Выполнил исключительно ответственные медницкие работы на ремонте ЭМ “Громкий”, ледоколов “Сталин” и “Микоян”
Богданчиков Иван Николаевич,
1892, заместитель начальника ремонтно-механического цеха
Зимой 1943/44 гг. совместно с молодыми рабочими отремонтировал поврежденные льдами гребные винты судов союзников
Ботяков Михаил Иванович,
1911, трубомедник 6 разряда судомонтажного цеха
Работы на ЭМ “Громкий” выполнил на 5 дней раньше срока. При ремонте систем на ледоколах “Каганович” и “Микоян” закончил работы за 7 дней до срока
Вашанцев Валентин Иванович,
1914, начальник корпусного сектора КБ завода
Кроме общего руководства работой КБ, лично выполнил ряд работ на судах Главсевморпути. Руководил работами по восстановлению и модернизации СКР “Бриллиант”, за что был награжден орденом Красной Звезды
Вербицкий Алексей Августович,
1895, слесарь 6 разряда судомонтажного цеха
В 1942 г. работал на ремонте ледоколов “Каганович”, “Микоян”, “Литке”, “Красин”, где им были выполнены досрочно работы по основным и балластным насосам, главным холодильникам и т.п.
Ветров Николай Васильевич,
1905, начальник электротехнического цеха

Обеспечил своевременное и качественное выполнение ремонтных работ на судах.

Возглавил работы по восстановлению методом промывки и выщелачивания электромоторов, динамо-машин и др. электрооборудования, долгое время находившегося под водой, при восстановлении СКР “Бриллиант”

Гололобов Петр Васильевич,
1917, мастер корпусного цеха. Затем комсорг ЦК ВЛКСМ на заводе
Обеспечил обработку металла и руководил выполнением судосборочных работ при ремонте ледоколов “Литке”, “Сталин” и восстановлении СКР “Бриллиант”
Горбушин Александр Иванович,
1906, начальник участка холодной и горячей обработки в корпусном цехе. Затем зам. секретаря парткома завода
Обеспечил бесперебойную обработку всего металла, потребного для ремонта корпусов и металлических конструкций кораблей и судов
Гром Павел Михайлович,
1912., начальник корпусного сектора КБ завода
При перевооружении ледоколов разработал более эффективную схему вооружения. За успешное выполнение работ по ремонту ЭМ “Громкий” награжден орденом Красной Звезды
Дворкин Тельман Зельманович,
1905, рубщик 7 разряда в главном механическом цехе
Под его руководством был организован производственный участок, выполнявший исключительно напряженные задания по обрубке гребных винтов ремонтировавшихся судов
Декаристо А.Н.,
помощник строителя. Расконвоированный заключенный Ягринлага
Непосредственно участвовал в срочном ремонте танкера “Азербайджан” в 1942 году
Деревлев Герасим Иванович,
1918, токарь 6 разряда цеха судовых вспомогательных механизмов
При ремонте ледоколов качественно и в срок выполнял работы. Выполнил сложную обработку баллера руля для ледокола “Каганович”. Изготовил детали для рулевой машины ледокола “Микоян”. Обработал распределительные валы и детали главного двигателя при ремонте сторожевых кораблей
Ерецкий Александр Андреевич,
1904, главный строитель судов по электрочасти
Руководил всеми работами по электрооборудованию ремонтировавшихся судов и кораблей
Жуков Николай Иванович,
1910, токарь 7 разряд судомонтажного цеха
Обеспечил выполнение весьма срочных и ответственных работ, особенно при ремонте ЭМ “Громкий”, ледоколов “Сталин” и “Микоян”
Завьялов Всеволод Яковлевич,
1920, конструктор I категории КБ завода
Успешно справился с заданием по восстановлению СКР “Бриллиант”, а также по испытанию кренованием крейсера “Мурманск”, лидера “Баку” и ЭМ “Грозный”
Завьялов Петр Федорович,
1909, сверловщик 5 разряда корпусного цеха
Один из самых квалифицированных бригадиров-серловщиков. Выполнял наиболее ответственную работу на ремонте ледоколов: сверловку подкреплений под арт. установки, наружной обшивки и переборок; при ремонте ЭМ “Громкий” сверловку палуб, обшивки, набора и спецподкреплений
Задирака Тимофей Исакович,
1924, судосборщик 6 разряда корпусного цеха
Выполнял ответственные работы по переоборудованию помещений при ремонте ледоколов. Бригадир фронтовой молодежной бригады
Захаров Андрей Петрович,
1909, трубомедник 6 разряда судомонтажного цеха
Выполнял ремонт трубопроводов пожаротушения, системы орошения и оборудования погребов боезапаса на ледоколах “Красин”, “Каганович”, “Микоян”, “Сталин”. На двух последних закончил работы на 7 дней раньше срока
Зволинский Борис Саввич,
1913, ведущий конструктор КБ завода
По его руководством и при непосредственном участии в весьма сжатые сроки были разработаны чертежи по ремонту механизмов ледоколов “Красин”, “Каганович”, “Микоян”. При этом были найдены удачные решения технических вопросов, которые облегчили изготовление деталей и сокращали сроки ремонта
Золотов Александр Яковлевич,
1897, начальник такелажно-парусного цеха
Работая с августа 1942 г. такелажником, выполнял все ответственные работы по такелажному оборудованию кораблей и погрузочно-разгрузочные работы при ремонте и модернизации ледоколов. Начальник цеха с 1944 г.
Иванов Кузьма Иванович,
1907, чеканщик 6 разряда корпусного цеха
Выполнял ответственейшие работы по ремонту кораблей, в том числе устранение течи в подводной части корпусов – в трудных условиях зимнего времени. Бригадир чеканщиков
Калинин Василий Павлович,
1913, электросварщик 6 разряда корпусного цеха
Впервые применил метод устранения течи в дымогарных трубах судовых котлов путем их варки в трубные доски. Добился исключительного качества при выполнении сварочных работ на ледоколах
Кириллов Александр Васильевич,
1908, мастер судомонтажного цеха
В 1943-1944 гг. руководил работами по артиллерийскому вооружению ледоколов, выполнив работы на 7 дней раньше срока
Киселева Прасковья Федоровна,
1915, фрезеровщица 5 разряда цеха судовых вспомогательных механизмов
На сложных работах по изготовлению деталей судовых механизмов и запасных частей при ремонте ледоколов и боевых кораблей выполняла нормы на 150%
Ковалев Иван Сергеевич,
1907, сборщик-котельщик 7 разряда в котельном цехе
Обеспечение высококачественной и быстрый ремонт котлов на ледоколе “Сталин” и на ЭМ “Громкий”
Кондратьев Петр Васильевич,
1913, слесарь 7 разряда электротехнического цеха
С целью ускорения ремонта СКР “Бриллиант” изготовил крепления подшипниковых щитов генераторов, что позволило обойтись без заказа новых щитов
Коршунов Алексей Федорович,
1913, мастер плазового участка корпусного цеха
Руководил работами по разметке корпуса, связанными с ремонтом и дооборудованием кораблей и судов
Котович Иван Михайлович,
1905, мастер пневматических работ в корпусном цехе
Лучший мастер по работам с использованием пневматики. Под его руководством были выполнены исключительно срочные работы по ремонту эсминцев и ледоколов
Кузнецов Дмитрий Иванович,
1915, сверловщик 5 разряда корпусного цеха
Выполнял ответственные работы по сверловке подкреплений под артиллерийские установки на ремонтировавшихся ледоколах, эсминцах и сторожевых кораблях
Ланцов Дмитрий Иванович,
1917, электросварщик 6 разряда корпусного цеха
Один из самых высококвалифицированных сварщиков на заводе. Выполнял наиболее ответственные работы при ремонте кораблей: сварку подкреплений под артиллерийские установки, заварку поврежденных подводных мест корпуса
Лебедев Егор Иванович,
1912, сверловщик 5 разряда в корпусном цехе
Выполнял сложные и ответственные задания при ремонте ледокола “Сталин” по подкреплениям под артиллерийские установки
Лисенков Сергей Яковлевич,
1914, гибщик 6 разряда в корпусном цехе
Выполнял все сложные работы по гибке при ремонте ледоколов “Сталин”, “Каганович” и “Микоян”; обеспечил гибку подкреплений под артиллерийские установки
Максаков Василий Федорович,
1899, начальник котельного цеха
Руководил работами по ремонту котлов всех кораблей и судов, ремонтировавшихся на заводе
Медведева Анна Петровна,
1923, прораб цеха судовых вспомогательных механизмов
Четким планированием работ по ремонту судовых механизмов способствовала досрочной сдаче их для ледоколов “Сталин”, “Ленин”, “Северный ветер”
Меньшиков Александр Дмитриевич,
1919, электросварщик 6 разряда корпусного цеха
Выполнил ответственные работы по сварке спецподкреплений на ледоколах
Мишин Сергей Николаевич,
1914, слесарь 5 разряда судомонтажного цеха
В 1942-1943 гг. работал на ледоколах “Каганович” и “Микоян” по установке артиллерии
Мовчан Афанасий Степанович,
1907, судосборщик 6 разряда корпусного цеха
Выполнил ответственные работы по изготовлению площадок и подкреплений под артиллерийские установки на ледоколах. Бригадир комсомольско-молодежной бригады
Николаев Николай Александрович,
1906, начальник судомонтажного цеха
В 1942-1943 гг. в качестве зам. начальника цеха обеспечил ремонт ЭМ “Громкий”. Как начальник цеха, руководил ремонтом ледокольного флота, СКР “Бриллиант”
Нифанов Леонид Александрович,
1913, клепальщик 5 разряда корпусного цеха
Выполнил наиболее ответственные работы по ремонту кораблей: клепку наружной обшивки, кормовой оконечности, кронштейнов гребных валов. Лучший стахановец цеха
Обухов Николай Кириллович,
1915, кузнец 6 разряда в корпусном цехе
Работал в цехе с момента его пуска. Выполнил срочные и ответственные работы по ремонту и вооружению судов
Павлюченков Петр Семенович,
1912, начальник технологического бюро цеха судовых вспомогательных механизмов
Принимал участие в работах по ремонту ледокольного флота, боевых кораблей и транспортных судов союзников
Пасько Евгений Степанович,
1905, старший конструктор КБ завода
Выполнял самостоятельно проектные работы по переоборудованию и ремонту кораблей на высоком профессиональном уровне
Репин Андрей Александрович,
1909, строгальщик 4 разряда корпусного цеха
Обеспечил качественное выполнение строгательных работ в заданные сроки на ледоколах “Сталин” и “Каганович”
Розенблит Исаак Моисеевич,
1906, начальник корпусного цеха
Руководил выполнением всех корпусных работ при ремонте, переоборудованию и модернизации кораблей ВМФ и ледокольного флота, торговых судов
Розенфланц Марк Соломонович,
1909, зам. начальника котельного цеха, расконвоированный заключенный Ягринлага
Под его непосредственным руководством были выполнены ремонтные работы по котлам на эсминце “Громкий”: замена всех водогрейных труб, ремонт пароперегревательных труб и пламянаправляющих щитов
Рыжов Иван Федорович,
плотник 6 разряда в корпусном цехе
Принимал участие в ремонте и переоборудованных боевых кораблей
Смирнов Алексей Сергеевич,
1919, конструктор 1 разряда КБ завода
Работал по выпуску чертежей на судоремонтные работы. Проявил себя конструктором, способным правильно, быстро и оригинально решать поставленные задачи
Смирнов Николай Арсеньевич,
1911, трубогибщик 6 разряда судомонтажного цеха
В 1943 г. досрочно выполнил трубопроводные работы на ледоколах “Каганович”, “Микоян”и ЭМ “Громкий” и “Куйбышев”
Степанов Павел Алексеевич,
1913, слесарь 6 разряда судомонтажного цеха
В 1943 г. провел капитальный ремонт главного холодильника на ледоколе “Каганович”, ремонт главной машины на ледоколе “Микоян”. Работы выполнил качественно и досрочно
Тужилов Владимир Сергеевич,
1914, старший мастер участка холодной обработки корпусного цеха
При ремонте ледоколов и боевых кораблей обеспечивал своевременную обработку деталей в стаже сроки
Фалин Василий Александрович,
1908, электросварщик 5 разряда в цехе судовых вспомогательных механизмов
Один из лучших стахановцев завода. Особо проявил себя при ремонте гребных винтов на пароходах союзников, а также на ледоколах, где им было выполнены все срочные работы
Фомин Леонид Павлович,
1906, зам. начальника корпусного цеха
Руководил работами по аварийному ремонту ледокола “Сталин” в 1942 г.
Хазанов Ефим Осипович,
1910, зам. начальника отдела судоремонта
Руководил аварийно-восстановительным ремонтом ледоколов “Сталин” и “Микоян”, вооружением трех ледоколов, текущим ремонтом на двух ледоколах
Царев Алексей Николаевич,
1905, начальник монтажного участка судомонтажного цеха
В 1942-1943 гг. руководил ремонтом ледоколов “Каганович”, “Микоян”, “Литке”. На ледоколе “Каганович” им была произведена замена верхней части баллера руля без постановки судна в док, что вдвое сократило сроки ремонта. На ледоколе “Микоян” под его руководством была смонтирована заново рулевая машина на 10 дней ранее установленного срока
Царьков Василий Петрович,
1910, начальник ремонтно-строительного цеха
В 1942-1943 гг. под его руководством был выполнен большой объем работ на ремонтировавшихся судах ледокольного флота: бетонирование полов, а также облицовка котлов
Шустов Михаил Васильевич,
1906, начальник слесарного участка цеха судовых вспомогательных механизмов
Умело организовал работу на своем участке. Добился сокращения сроков выполнения работ: по шпилям и рулевым машинам в два раза, по грузовым лебедкам в три раза. При ремонте ледоколов обеспечил досрочное окончание обработки и сборки рулевой машины ледокола “Микоян”, а также баллера руля ледокола “Каганович”
Эппель Александр Рувимович,
зам. начальника судомонтажного цеха, расконвоированный заключенный Ягринлага
Непосредственно руководил работам по ремонту ЭМ “Громкий”: монтажом систем, трубопроводов, механизмов и установкой гидроакустического прибора АСДИК

 

1) Характеристики участия рабочих и ИТР завода №402 в судоремонтных работах взяты из Представления к награждению орденами и медалями СССР за выполнение военных заказов (см. письмо завода, исх. №890 от 21 мая 1945 г. – Музей СМП, дело инв. №908, с. 70-135).
2) Участие в судоремонтных работах инженеров – заключенных Ягринлага, работников «4-го Спецбюро 4-го Спецотдела НКВД» на заводе охарактеризовано согласно письму завода, исх. №1140 от 28 октября 1942 г. – Музей СМП, дело инв. №902, с. 56-75.

Из характеристики конструктора КБ завода Завьялова В.Я. следует, что во время войны ряд работ на кораблях выполнялся силами завода непосредственно на базах Северного флота.

Публикация Шмигельского Л.Г.
Источник: Северные конвои: исследования, воспоминания, документы / Поморский международный педагогический университет им. М.В. Ломоносова / сост. Супрун М.Н. – Москва : Андреевский флаг, 2000. – Выпуск 3. – 364 с.