Фамилия, имя, отчество, год рождения, должность и специальность |
Участие в работах по судоремонту |
Аксенов Митрофан Васильевич, |
Выполнял все ответственные работы по артиллерийским установкам, на настилах и фундаментах при ремонте ледокольного флота |
Алексеев Константин Васильевич, 1919, начальник участка корпусного цеха |
Будучи разметчиком, выполнил все разметочные работы при ремонте. Работы по ремонту ледоколов, СКР “Бриллиант” и ЭМ “Громкий” были проведены им качественно и в установленные сроки |
Баевский Исаак Яковлевич, 1908, начальник цеха вспомогательных судовых механизмов |
С 1942 г. цех под его бессменным руководством выполнил все станочные работы по ремонту ледоколов “Сталин”, “Каганович”, “Литке” и по восстановлению СКР “Бриллиант” |
Батулин Алексей Иванович, 1918, судосборщик 6 разряда, бригадир в корпусном цехе |
Выполнял большую работу по сборке столов для арт. установок, проявил себя при ремонте и восстановлении ледоколов и кораблей ВМФ |
Бобнев Михаил Косьянович, 1915, медник 6 разряда судомонтажного цеха |
Выполнил исключительно ответственные медницкие работы на ремонте ЭМ “Громкий”, ледоколов “Сталин” и “Микоян” |
Богданчиков Иван Николаевич, 1892, заместитель начальника ремонтно-механического цеха |
Зимой 1943/44 гг. совместно с молодыми рабочими отремонтировал поврежденные льдами гребные винты судов союзников |
Ботяков Михаил Иванович, 1911, трубомедник 6 разряда судомонтажного цеха |
Работы на ЭМ “Громкий” выполнил на 5 дней раньше срока. При ремонте систем на ледоколах “Каганович” и “Микоян” закончил работы за 7 дней до срока |
Вашанцев Валентин Иванович, 1914, начальник корпусного сектора КБ завода |
Кроме общего руководства работой КБ, лично выполнил ряд работ на судах Главсевморпути. Руководил работами по восстановлению и модернизации СКР “Бриллиант”, за что был награжден орденом Красной Звезды |
Вербицкий Алексей Августович, 1895, слесарь 6 разряда судомонтажного цеха |
В 1942 г. работал на ремонте ледоколов “Каганович”, “Микоян”, “Литке”, “Красин”, где им были выполнены досрочно работы по основным и балластным насосам, главным холодильникам и т.п. |
Ветров Николай Васильевич, 1905, начальник электротехнического цеха |
Обеспечил своевременное и качественное выполнение ремонтных работ на судах. Возглавил работы по восстановлению методом промывки и выщелачивания электромоторов, динамо-машин и др. электрооборудования, долгое время находившегося под водой, при восстановлении СКР “Бриллиант” |
Гололобов Петр Васильевич, 1917, мастер корпусного цеха. Затем комсорг ЦК ВЛКСМ на заводе |
Обеспечил обработку металла и руководил выполнением судосборочных работ при ремонте ледоколов “Литке”, “Сталин” и восстановлении СКР “Бриллиант” |
Горбушин Александр Иванович, 1906, начальник участка холодной и горячей обработки в корпусном цехе. Затем зам. секретаря парткома завода |
Обеспечил бесперебойную обработку всего металла, потребного для ремонта корпусов и металлических конструкций кораблей и судов |
Гром Павел Михайлович, 1912., начальник корпусного сектора КБ завода |
При перевооружении ледоколов разработал более эффективную схему вооружения. За успешное выполнение работ по ремонту ЭМ “Громкий” награжден орденом Красной Звезды |
Дворкин Тельман Зельманович, 1905, рубщик 7 разряда в главном механическом цехе |
Под его руководством был организован производственный участок, выполнявший исключительно напряженные задания по обрубке гребных винтов ремонтировавшихся судов |
Декаристо А.Н., помощник строителя. Расконвоированный заключенный Ягринлага |
Непосредственно участвовал в срочном ремонте танкера “Азербайджан” в 1942 году |
Деревлев Герасим Иванович, 1918, токарь 6 разряда цеха судовых вспомогательных механизмов |
При ремонте ледоколов качественно и в срок выполнял работы. Выполнил сложную обработку баллера руля для ледокола “Каганович”. Изготовил детали для рулевой машины ледокола “Микоян”. Обработал распределительные валы и детали главного двигателя при ремонте сторожевых кораблей |
Ерецкий Александр Андреевич, 1904, главный строитель судов по электрочасти |
Руководил всеми работами по электрооборудованию ремонтировавшихся судов и кораблей |
Жуков Николай Иванович, 1910, токарь 7 разряд судомонтажного цеха |
Обеспечил выполнение весьма срочных и ответственных работ, особенно при ремонте ЭМ “Громкий”, ледоколов “Сталин” и “Микоян” |
Завьялов Всеволод Яковлевич, 1920, конструктор I категории КБ завода |
Успешно справился с заданием по восстановлению СКР “Бриллиант”, а также по испытанию кренованием крейсера “Мурманск”, лидера “Баку” и ЭМ “Грозный” |
Завьялов Петр Федорович, 1909, сверловщик 5 разряда корпусного цеха |
Один из самых квалифицированных бригадиров-серловщиков. Выполнял наиболее ответственную работу на ремонте ледоколов: сверловку подкреплений под арт. установки, наружной обшивки и переборок; при ремонте ЭМ “Громкий” сверловку палуб, обшивки, набора и спецподкреплений |
Задирака Тимофей Исакович, 1924, судосборщик 6 разряда корпусного цеха |
Выполнял ответственные работы по переоборудованию помещений при ремонте ледоколов. Бригадир фронтовой молодежной бригады |
Захаров Андрей Петрович, 1909, трубомедник 6 разряда судомонтажного цеха |
Выполнял ремонт трубопроводов пожаротушения, системы орошения и оборудования погребов боезапаса на ледоколах “Красин”, “Каганович”, “Микоян”, “Сталин”. На двух последних закончил работы на 7 дней раньше срока |
Зволинский Борис Саввич, 1913, ведущий конструктор КБ завода |
По его руководством и при непосредственном участии в весьма сжатые сроки были разработаны чертежи по ремонту механизмов ледоколов “Красин”, “Каганович”, “Микоян”. При этом были найдены удачные решения технических вопросов, которые облегчили изготовление деталей и сокращали сроки ремонта |
Золотов Александр Яковлевич, 1897, начальник такелажно-парусного цеха |
Работая с августа 1942 г. такелажником, выполнял все ответственные работы по такелажному оборудованию кораблей и погрузочно-разгрузочные работы при ремонте и модернизации ледоколов. Начальник цеха с 1944 г. |
Иванов Кузьма Иванович, 1907, чеканщик 6 разряда корпусного цеха |
Выполнял ответственейшие работы по ремонту кораблей, в том числе устранение течи в подводной части корпусов – в трудных условиях зимнего времени. Бригадир чеканщиков |
Калинин Василий Павлович, 1913, электросварщик 6 разряда корпусного цеха |
Впервые применил метод устранения течи в дымогарных трубах судовых котлов путем их варки в трубные доски. Добился исключительного качества при выполнении сварочных работ на ледоколах |
Кириллов Александр Васильевич, 1908, мастер судомонтажного цеха |
В 1943-1944 гг. руководил работами по артиллерийскому вооружению ледоколов, выполнив работы на 7 дней раньше срока |
Киселева Прасковья Федоровна, 1915, фрезеровщица 5 разряда цеха судовых вспомогательных механизмов |
На сложных работах по изготовлению деталей судовых механизмов и запасных частей при ремонте ледоколов и боевых кораблей выполняла нормы на 150% |
Ковалев Иван Сергеевич, 1907, сборщик-котельщик 7 разряда в котельном цехе |
Обеспечение высококачественной и быстрый ремонт котлов на ледоколе “Сталин” и на ЭМ “Громкий” |
Кондратьев Петр Васильевич, 1913, слесарь 7 разряда электротехнического цеха |
С целью ускорения ремонта СКР “Бриллиант” изготовил крепления подшипниковых щитов генераторов, что позволило обойтись без заказа новых щитов |
Коршунов Алексей Федорович, 1913, мастер плазового участка корпусного цеха |
Руководил работами по разметке корпуса, связанными с ремонтом и дооборудованием кораблей и судов |
Котович Иван Михайлович, 1905, мастер пневматических работ в корпусном цехе |
Лучший мастер по работам с использованием пневматики. Под его руководством были выполнены исключительно срочные работы по ремонту эсминцев и ледоколов |
Кузнецов Дмитрий Иванович, 1915, сверловщик 5 разряда корпусного цеха |
Выполнял ответственные работы по сверловке подкреплений под артиллерийские установки на ремонтировавшихся ледоколах, эсминцах и сторожевых кораблях |
Ланцов Дмитрий Иванович, 1917, электросварщик 6 разряда корпусного цеха |
Один из самых высококвалифицированных сварщиков на заводе. Выполнял наиболее ответственные работы при ремонте кораблей: сварку подкреплений под артиллерийские установки, заварку поврежденных подводных мест корпуса |
Лебедев Егор Иванович, 1912, сверловщик 5 разряда в корпусном цехе |
Выполнял сложные и ответственные задания при ремонте ледокола “Сталин” по подкреплениям под артиллерийские установки |
Лисенков Сергей Яковлевич, 1914, гибщик 6 разряда в корпусном цехе |
Выполнял все сложные работы по гибке при ремонте ледоколов “Сталин”, “Каганович” и “Микоян”; обеспечил гибку подкреплений под артиллерийские установки |
Максаков Василий Федорович, 1899, начальник котельного цеха |
Руководил работами по ремонту котлов всех кораблей и судов, ремонтировавшихся на заводе |
Медведева Анна Петровна, 1923, прораб цеха судовых вспомогательных механизмов |
Четким планированием работ по ремонту судовых механизмов способствовала досрочной сдаче их для ледоколов “Сталин”, “Ленин”, “Северный ветер” |
Меньшиков Александр Дмитриевич, 1919, электросварщик 6 разряда корпусного цеха |
Выполнил ответственные работы по сварке спецподкреплений на ледоколах |
Мишин Сергей Николаевич, 1914, слесарь 5 разряда судомонтажного цеха |
В 1942-1943 гг. работал на ледоколах “Каганович” и “Микоян” по установке артиллерии |
Мовчан Афанасий Степанович, 1907, судосборщик 6 разряда корпусного цеха |
Выполнил ответственные работы по изготовлению площадок и подкреплений под артиллерийские установки на ледоколах. Бригадир комсомольско-молодежной бригады |
Николаев Николай Александрович, 1906, начальник судомонтажного цеха |
В 1942-1943 гг. в качестве зам. начальника цеха обеспечил ремонт ЭМ “Громкий”. Как начальник цеха, руководил ремонтом ледокольного флота, СКР “Бриллиант” |
Нифанов Леонид Александрович, 1913, клепальщик 5 разряда корпусного цеха |
Выполнил наиболее ответственные работы по ремонту кораблей: клепку наружной обшивки, кормовой оконечности, кронштейнов гребных валов. Лучший стахановец цеха |
Обухов Николай Кириллович, 1915, кузнец 6 разряда в корпусном цехе |
Работал в цехе с момента его пуска. Выполнил срочные и ответственные работы по ремонту и вооружению судов |
Павлюченков Петр Семенович, 1912, начальник технологического бюро цеха судовых вспомогательных механизмов |
Принимал участие в работах по ремонту ледокольного флота, боевых кораблей и транспортных судов союзников |
Пасько Евгений Степанович, 1905, старший конструктор КБ завода |
Выполнял самостоятельно проектные работы по переоборудованию и ремонту кораблей на высоком профессиональном уровне |
Репин Андрей Александрович, 1909, строгальщик 4 разряда корпусного цеха |
Обеспечил качественное выполнение строгательных работ в заданные сроки на ледоколах “Сталин” и “Каганович” |
Розенблит Исаак Моисеевич, 1906, начальник корпусного цеха |
Руководил выполнением всех корпусных работ при ремонте, переоборудованию и модернизации кораблей ВМФ и ледокольного флота, торговых судов |
Розенфланц Марк Соломонович, 1909, зам. начальника котельного цеха, расконвоированный заключенный Ягринлага |
Под его непосредственным руководством были выполнены ремонтные работы по котлам на эсминце “Громкий”: замена всех водогрейных труб, ремонт пароперегревательных труб и пламянаправляющих щитов |
Рыжов Иван Федорович, плотник 6 разряда в корпусном цехе |
Принимал участие в ремонте и переоборудованных боевых кораблей |
Смирнов Алексей Сергеевич, 1919, конструктор 1 разряда КБ завода |
Работал по выпуску чертежей на судоремонтные работы. Проявил себя конструктором, способным правильно, быстро и оригинально решать поставленные задачи |
Смирнов Николай Арсеньевич, 1911, трубогибщик 6 разряда судомонтажного цеха |
В 1943 г. досрочно выполнил трубопроводные работы на ледоколах “Каганович”, “Микоян”и ЭМ “Громкий” и “Куйбышев” |
Степанов Павел Алексеевич, 1913, слесарь 6 разряда судомонтажного цеха |
В 1943 г. провел капитальный ремонт главного холодильника на ледоколе “Каганович”, ремонт главной машины на ледоколе “Микоян”. Работы выполнил качественно и досрочно |
Тужилов Владимир Сергеевич, 1914, старший мастер участка холодной обработки корпусного цеха |
При ремонте ледоколов и боевых кораблей обеспечивал своевременную обработку деталей в стаже сроки |
Фалин Василий Александрович, 1908, электросварщик 5 разряда в цехе судовых вспомогательных механизмов |
Один из лучших стахановцев завода. Особо проявил себя при ремонте гребных винтов на пароходах союзников, а также на ледоколах, где им было выполнены все срочные работы |
Фомин Леонид Павлович, 1906, зам. начальника корпусного цеха |
Руководил работами по аварийному ремонту ледокола “Сталин” в 1942 г. |
Хазанов Ефим Осипович, 1910, зам. начальника отдела судоремонта |
Руководил аварийно-восстановительным ремонтом ледоколов “Сталин” и “Микоян”, вооружением трех ледоколов, текущим ремонтом на двух ледоколах |
Царев Алексей Николаевич, 1905, начальник монтажного участка судомонтажного цеха |
В 1942-1943 гг. руководил ремонтом ледоколов “Каганович”, “Микоян”, “Литке”. На ледоколе “Каганович” им была произведена замена верхней части баллера руля без постановки судна в док, что вдвое сократило сроки ремонта. На ледоколе “Микоян” под его руководством была смонтирована заново рулевая машина на 10 дней ранее установленного срока |
Царьков Василий Петрович, 1910, начальник ремонтно-строительного цеха |
В 1942-1943 гг. под его руководством был выполнен большой объем работ на ремонтировавшихся судах ледокольного флота: бетонирование полов, а также облицовка котлов |
Шустов Михаил Васильевич, 1906, начальник слесарного участка цеха судовых вспомогательных механизмов |
Умело организовал работу на своем участке. Добился сокращения сроков выполнения работ: по шпилям и рулевым машинам в два раза, по грузовым лебедкам в три раза. При ремонте ледоколов обеспечил досрочное окончание обработки и сборки рулевой машины ледокола “Микоян”, а также баллера руля ледокола “Каганович” |
Эппель Александр Рувимович, зам. начальника судомонтажного цеха, расконвоированный заключенный Ягринлага |
Непосредственно руководил работам по ремонту ЭМ “Громкий”: монтажом систем, трубопроводов, механизмов и установкой гидроакустического прибора АСДИК |
1) Характеристики участия рабочих и ИТР завода №402 в судоремонтных работах взяты из Представления к награждению орденами и медалями СССР за выполнение военных заказов (см. письмо завода, исх. №890 от 21 мая 1945 г. – Музей СМП, дело инв. №908, с. 70-135).
2) Участие в судоремонтных работах инженеров – заключенных Ягринлага, работников «4-го Спецбюро 4-го Спецотдела НКВД» на заводе охарактеризовано согласно письму завода, исх. №1140 от 28 октября 1942 г. – Музей СМП, дело инв. №902, с. 56-75.
Из характеристики конструктора КБ завода Завьялова В.Я. следует, что во время войны ряд работ на кораблях выполнялся силами завода непосредственно на базах Северного флота.
Публикация Шмигельского Л.Г.
Источник: Северные конвои: исследования, воспоминания, документы / Поморский международный педагогический университет им. М.В. Ломоносова / сост. Супрун М.Н. – Москва : Андреевский флаг, 2000. – Выпуск 3. – 364 с.