Румянцев Н. М. Разгром врага в Заполярье

Борьба за советское Заполярье в годы Великой Отечественной войны по характеру боевых действий войск и военно-стратегическим целям разделяется на три периода.
Первый период охватывает события, развернувшиеся в июне — октябре 1941 года. В этот период войска 14-й армии Северного (с 23 августа 1941 г. Карельского) фронта вели тяжелые оборонительные бои с превосходящими силами противника на мурманском и Кандалакшском направлениях. Во взаимодействии с авиацией, частями морской пехоты и кораблями Северного флота войска 14-й армии упорной обороной обескровили наступавшие группировки немецко-фашистской армии «Норвегия», вынудили противника перейти к позиционной обороне, сорвали коварные замыслы фашистской клики по захвату Кольского полуострова и нарушения северных морских сообщений, связывавших Советский Союз со странами Западной Европы.
Второй период, период позиционной обороны, по времени был самым продолжительным—с конца 1941 по сентябрь 1944 года. В течение почти трех лет войска обеих сторон находились в обороне, вели бои местного значения, совершенствовали свои позиции в инженерном отношении. В этот период части 14-й и 19-й армий Карельского фронта активными действиями разведывательных отрядов и групп, огнем артиллерии и снайперов уничтожали живую силу и технику врага, нарушали его коммуникации, накапливали боевой опыт и готовились к наступательным боям с целью полного разгрома немецко-фашистских захватчиков. В апреле—мае 1942 года войска 14-й армии, части и корабли Северного флота по приказу Ставки Верховного Главнокомандования предприняли наступательную операцию с целью более надежного обеспечения порта Мурманска и Кировской железной дороги, а также освобождения захваченных врагом советских территорий. Однако эта операция в силу целого ряда причин не дала желаемых результатов.
В третьем периоде, в течение сентября — октября 1944 года, войска Карельского фронта в тесном взаимодействии с кораблями, частями и авиацией Северного флота разгромили основные силы 20-й немецко-фашистской горной армии, освободили от врага временно оккупированные территории Северной Карелии, Мурманской области, район Печенги и северные районы дружественной нам Норвегии. Основным содержанием третьего периода была Петсамо-Киркенесская наступательная операция, проведенная совместными усилиями сухопутных войск, военно-морских и военно-воздушных сил в период с 7 октября по 1 ноября 1944 года.
Боевые действия сухопутных войск в Заполярье в годы Великой Отечественной войны развернулись на территории Мурманской области, северных районов Финляндии и норвежской провинции Финмарк, то есть на участке земли, расположенном за Северным полярным кругом (схема 1). Операции Северного военно-морского флота охватывали огромные пространства Баренцева, Белого, Карского морей и моря Лаптевых.
Физико-географические условия материковой части этого района характеризуются суровым климатом, горным рельефом в прибрежной полосе, таежными лесами на юге, множеством топких болот и озер, почти полным бездорожьем, необычными условиями освещения в полярную ночь и полярный день. Меньшая, северная, часть района занята тундрой и лесотундрой; большая, южная, принадлежит к лесной зоне.
Сильно пересеченная местность создавала благоприятные условия для организации обороны, что было использовано советскими частями в первые месяцы войны, когда им пришлось отражать яростные атаки превосходящих сил противника, и немецко-фашистскими войсками после провала их наступательных операций. Вместе с тем горная тундра и россыпи валунов в чрезвычайной степени ограничивали применение тяжелой техники, особенно танков, сковывали маневр наступающего и исключали всякую возможность передвижения автотранспорта и артиллерии вне дорог, без предварительной прокладки колонных путей. Однообразная на вид местность затрудняла войскам ориентирование и отыскание нужных объектов и целей на поле боя [1].
Длительная зима с низкими температурами, холодное лето и недостаточное количество солнечного тепла отрицательно сказывались на действиях войск. Неустойчивая прохладная погода с повышенной влажностью и постоянными ветрами способствовала снижению выносливости солдат и увеличению числа простудных заболеваний. Низкие температуры особенно тяжело переносили раненые, ввиду чего необходимо было проявлять особую заботу о быстрой эвакуации их с поля боя и утеплении медицинских пунктов полков и дивизий.
Для Заполярья характерны продолжительные полярные дни и полярные ночи. С 24 мая по 21 июля в Мурманске, например, солнце не заходит за горизонт, а в зимнее время полярная ночь продолжается около двух месяцев [2] Во время полярной ночи солнце не показывается на горизонте. Необычные условия освещения вынуждали сухопутные войска, авиацию и военно-морской флот вести бои в условиях абсолютной темноты или ограниченной видимости.
Северные сияния, которые обычны для полярной ночи, влияют на прохождение радиоволн, вызывая сильные помехи, искажения и перебои в радиосвязи, нарушают показания компаса и магнитных приборов [3].
Дорожная сеть на Крайнем Севере развита слабо. На мурманском направлении наши войска, по существу, располагали только одной грунтовой дорогой: Мурманск, р. Западная Лица. В ходе боевых действий силами войск и дорожных частей было проложено несколько полевых дорог, служивших путями подвоза и эвакуации. На Кандалакшском направлении в качестве путей сообщения служили грунтовая дорога Кандалакша — Кемиярви и железная дорога Кандалакша — Алакуртти.
Важнейшей жизненной артерией для войск Карельского фронта была Кировская железная дорога. В начале Великой Отечественной войны на участке станция Масельская — р. Свирь дорога была перерезана финскими войсками. Для обеспечения связи с Мурманском и находившимися на Кольском полуострове и в Северной Карелии советскими войсками в начале войны был построен и введен в эксплуатацию участок железной дороги от станции Сорокская до станции Обозерская протяжением 353 км, связавший Мурманск с Архангельском и через Вологду с центральными районами СССР.
Зимой в Заполярье бывают частые снегопады, бураны и метели. В этот период и на время, необходимое для расчистки, дороги находятся в непроезжем состоянии. Единственный и надежный транспорт в это время — олени, способные проходить вне дорог значительные расстояния и питаться подножным кормом в течение круглого года. В связи с этим в 14-й армии Карельского фронта в ноябре 1941 года были сформированы армейские оленьи транспорты, а зимой 1942/43 года оленетранспортные подразделения были включены также и в штаты стрелковых дивизий [4]. В летнее время олени использовались в качестве вьючных животных.
Недостаточное количество путей сообщения наряду с тяжелым горным рельефом и труднопроходимой местностью обусловили развитие операций по строго определенным направлениям, вдоль дорог, создавали большие трудности в осуществлении перегруппировок и сосредоточения войск, в подвозе и эвакуации. Отсутствие рокадных дорог крайне ограничивало маневр по фронту и исключало переброску войск в ходе боя для переноса усилий с одного направления на другое.
Территория Мурманской области и норвежской провинции Финмарк на севере омывается Баренцевым морем. На востоке и на юге Кольский полуостров омывают воды Белого моря с далеко вдающимся в сушу Кандалакшским заливом.
Побережье Баренцева моря имеет крайне изрезанный характер с наличием глубоко вдающихся в сушу узких заливов. Большинство заливов представляют собой удобные незамерзающие гавани. В заливах и фиордах расположены крупнейшие северные порты морского и рыбного флота Мурманск, Печенга и другие.
Многочисленные заливы чрезвычайно сковывали маневр и боевые действия сухопутных войск и требовали большого количества переправочных средств для их форсирования.
Заполярье является одним из малонаселенных районов в мире. К началу Великой Отечественной войны население Мурманской области составляло около 300 тыс. человек, из них 245 тыс. человек жили в городах. До 90 процентов всего населения размещалось вдоль линии Кировской железной дороги. Кроме русских, здесь жили саами (лопари), карелы, ненцы, коми, финны и норвежцы. Средняя плотность населения не превышала двух человек на квадратный километр. Населенные пункты крайне редки, зача¬стую расположены один от другого на десятки километров.
Малонаселенность края и необжитость обширных территорий наряду с суровым климатом и бездорожьем создавали большие трудности с бытовым устройством войск, особенно в зимнее время.
По своим физико-географическим условиям Заполярье следует отнести к одному из самых трудных участков советско-германского фронта. Как мы увидим дальше, природа и климат Крайнего Севера наложили заметный отпечаток на боевые действия войск и характер операций на суше, море и в воздухе.
Военно-стратегическое значение заполярной части Северо-Западного театра военных действий определялось ее выгодным географическим положением, позволяющим контролировать северные морские пути, наличием удобных гаваней для базирования военно-морского флота. Здесь начинается Великий Северный морской путь, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Незамерзающее Баренцево море с его многочисленными бухтами и заливами представляет собой удобные ворота для выхода на важнейшие мировые морские коммуникации [5]. На Кольском полуострове находится порт Мурманск — самый крупный в мире заполярный город с развитой рыбной промышленностью, судоремонтными предприятиями. Это — важный стратегический пункт на крайнем правом фланге советско-германского фронта. Удержанию Мурманска и защите северных морских коммуникаций советское командование придавало особое значение.
С экономической точки зрения, наибольшее значение имели сырьевые ресурсы Кольского полуострова и прилегающих к нему районов материка. На территории Мурманской области было открыто более 100 крупных месторождений полезных ископаемых, в том числе богатейшие залежи апатитов и нефелинов, железной руды, слюды, кианитовых руд и редких металлов [6]. На территории Печенгского района имелись богатые медно-никелевые месторождения.
Ликвидации советских баз на Крайнем Севере и захвату Кольского полуострова отводилось большое место в планах немецко-фашистского командования. В секретном меморандуме одного из фашистских лидеров, Бормана, о совещании в Ставке Гитлера 16 июля 1941 года сказано, что «из-за наличия большого никелевого месторождения на Кольском полуострове последний отойдет к Германии» [7].
Боевые действия Советских Вооруженных Сил на Крайнем Севере развертывались по отдельным, изолированным друг от друга направлениям, главным образом вдоль дорог. Здесь впервые в боевой практике были проверены принципы организации прочной обороны и приобретен богатый опыт боевого использования различных родов войск, в том числе танков, в условиях горной тундры. Советское военное искусство обогатилось ценным опытом организации и проведения десантных операций. Петсамо-Киркенесская наступательная операция (октябрь 1944 г.) была единственной стратегической операцией в истории войн, проведенной в арктическом районе совместными усилиями всех родов войск и видов вооруженных сил.
Опыт, полученный Советскими Вооруженными Силами в борьбе на заполярных рубежах нашей Родины, является весьма разносторонним и поучительным. Он имеет не только теоретическую, но и практическую ценность для нашего времени.

Источник: Разгром врага в Заполярье (1941-1944 гг.) : Воен.-ист. очерк / Н. М. Румянцев, полк. в отставке. - Москва : Воениздат, 1963. - 288 с.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Архив МО, ф. 214, оп. 31731, д. 5, л. 1.
2. Там же, ф. 363, оп. 25560, д. 9, л. 2.
3. См. С.И. Исаев и Н.В. Пушнов. Полярные сияния. М., Изд-во АН СССР, стр. 10-14, 26-38, 97-106
4. Архив МО, ф. 363, оп. 25560, д. 18, лл. 51—57; «Тыл и снабжение Красной Армии», 1946, № 4, стр. 31—33.
5. См. «Известия Всесоюзного географического общества», т. 82, вып. 4, 1950, стр. 396—411.
6. См. «Полярная правда», 25 февраля 1958 г.
7. «Новый мир», 1959, № 3, стр. 147.

kartakola