Концепция тяжелого двухмоторного истребителя сопровождения разрабатывалась в начале 1930-х во многих странах, но самым известным из них оказался немецкий Bf 110. Хотя он и оказался неспособным на равных бороться с одномоторными машинами противника, но получил широкое распространение как ночной истребитель. Кстати, судьба Bf 110 аналогична судьбе самолета В.М. Петлякова. Сначала - это тяжелый истребитель "100", затем фронтовой бомбардировщик Пе-2 и вновь истребитель Пе-3. "Петляков" не мог стать и не стал высокоэффективным бомбардировщиком, но для тяжелого ночного истребителя времен внедрения в тактику ПВО бортовых радиолокаторов, его конструкция оказалась весьма удачной. Для размещения громоздкой аппаратуры и установки антенны использовалась свободная носовая часть.

Bf 110 разрабатывался на основании техзадания Министерства авиации, полученном фирмой BFW в 1934 г. А первый вылет совершил 12 мая 1936 г. с фирменного аэродрома в Аугсбурге. Самолет был построен по двухкилевой схеме. Низкорасположенное крыло имело высокую степень механизации. Фюзеляж овального сечения отличался зализаной носовой частью. Самолет создавался под двигатели Даймлер-Бенц DB 600, но, как это не раз бывало, первые машины полетели с моторами Jumo 210B. Предпромышленная серия Bf 110А-0 и несколько машин Bf110В-0 оснащались первоначально двигателями Jumo, но затем были переоборудованы под проектный мотор. Самолеты серии А имели вооружение из 4-х 7,9-мм носовых пулеметов и одного такого же калибра для защиты задней полусферы. На машинах серии В устанавливались дополнительно две 20-мм пушки MG FF.

Следующей модификацией стал Bf 110С, оснащенный двигателем DB 600A (1100л.с.) с непосредственным впрыском топлива в цилиндр. Первые самолеты новой модификации поступили на вооружение в феврале 1939 г. Самолеты серии С строились в нескольких вариантах, в том числе - истребителя-бомбардировщика, способного нести на внешней подвеске две 500кг бомбы. На машинах Bf 110С-6 вооружение было дополнено установкой двух 30-мм пушек МК101 в мотогондолах.

Для увеличения дальности полета Bf 110 был дооборудован встроенным топливным баком емкостью 1050 л. Эта серия получила название Bf 110D. Правда, дальность была увеличена за счет вооружения - оно стало чисто пулеметным.

Дальнейшим развитием типа стали Bf 110E с двигателем DB 601N, а затем Bf 110F с DB 601E. Они строились в основном как истребители-бомбардировщики. Bf 110F-2 отличали пусковые установки для реактивных снарядов калибра 210 мм, а машины серии F-4 - сильное пушечное вооружение за счет подфюзеляжной установки двух 30-мм пушек.

Мощным истребителем-бомбардировщиком стал один из вариантов следующей серии - Bf 110G-2. Оснащенный двумя DB605B по 1475 л.с., самолет имел вооружение из четырех носовых 7,9 мм пулеметов и двух 20-мм пушек и кормового спаренного пулемета MG81Z. Машина могла нести две 500-кг и четыре 50-кг бомбы.

Еще одна модификация, Bf 110G-4, стала самой массовой машиной ночной истребительной авиации. Она широко применялась при отражении налетов союзной авиации на Германию. Bf 110G-4 выпускался в нескольких вариантах, отличавшихся вооружением и радарным оборудованием.

Всего было выпущено 5762 МЕ110-х, в том числе 3028 истребителей, 2240 ночных истребителей и 494 разведчика.

"Мессершмитты-110" применялись в боях Второй мировой войны с первого до последнего дня. Bf 110 стал первым немецким самолетом, сбитым во Второй мировой войне. Попытка применить Bf 110 для сопровождения бомбардировочной авиации при операциях над Британскими островами показала малую пригодность их к такого рода действиям. Достаточно быстроходный, но маломаневренный Bf 110 уступал в бою английским "Харрикейнам" и "Спитфайерам". Всего над Британией было потеряно около 200 машин. Постепенно главной задачей "мессершмиттов-110" становятся действия против наземных целей. И, наконец, с началом налетов британской авиации на города Германии, они привлекаются для отражения этих налетов. Вновь сформированные в 1940 г. ночные истребительные эскадры получили на вооружение большей частью Bf 110.

В войну с Советским Союзом Люфтваффе бросили 87 машин 26-й истребительно-бомбардировочной эскадры "Хорст Вессель" и 210 скоростной бомбардировочной эскадры. Некоторое количество Bf 110 имелось также в составе ближне- и дальнеразведывательных отрядов. Как правило, эти машины использовались для атак наземных целей в прифронтовой полосе. В конце 1941 г. все истребительно-бомбардировочные части были объединены в 1-ю истребительно-бомбардировочную эскадру. В нее же вошли и новые Bf 210.

Не смотря на малочисленность, Bf 110 достаточно активно использовались в боевых действиях. Имея мощное носовое вооружение, он, один из немногих немецких самолетов, мог противостоять лобовым атакам, которые широко применялись советскими летчиками-истребителями. Однако самолет показал низкую живучесть в зоне действия сильной ПВО: из 87 машин (на 22.06.41 г.) к 27 сентября погибло 62 и было повреждено 29. Летом 1943 г. эскадра истребителей-бомбардировщиков была переброшена на Запад. Bf 110 остались на вооружении разведподразделений и отрядов ночных истребителей.

В феврале 1945 г., когда советские войска вышли на Одер и угрожали столице Рейха, с Запада были переброшены истребители ПВО, в том числе и Bf 110. В боях с новейшими советскими истребителями они понесли большие потери.

В составе группировки 5 воздушного флота к началу войны находилось звено Bf 110Е-2. Первоначально оно входило в состав 76-й истребительно-бомбардировочной эскадры. Его численность различными источниками определяется в 4-6 машин. В дальнейшем был образован 1-й (истребительно-бомбардировочный) отряд в составе 77-й истребительной эскадры. После объединения истребительной авиации в Норвегии и Северной Финляндии в 5-ю эскадру Bf 110 состояли на вооружении 10-го, а затем - 13-го отрядов. На 30.11.43 г. 13-й отряд насчитывал 16 машин (одна - типа G-0, 11 G-2, две G-4 и две E-2). Отряд находился на Севере до февраля 1944 г., затем был переброшен в южную Норвегию.

В первые два года войны Bf 110 в основном применялся как истребитель-бомбардировщик. Объектами атак были аэродромы советских ВВС, малые суда в прибрежных водах, Кировская железная дорога. В 1943 г. возросшая активность ВВС Северного флота вынудила использовать Bf 110 для прикрытия конвоев у берегов Норвегии. В боях над этими объектами 5-й воздушный флот потерял от действий ВВС Северного флота, согласно советской статистике, в 1941 г. - 15 Bf 110 (без учета 12 самолетов, сбитых ВВС Карельского фронта), в 1942 г. - 27, в 1943 г. - 43 машины этого типа. В 1944 г. был сбит единственный Bf 110. Кстати, один из сбитых Bf 110 был выставлен в Мурманске.

Достоверные потери Bf 110 на Севере

Тактико-технические данные Bf 110G-4b/R3

Размах крыла - 16,2 м, длина самолета - 12,65 м, высота - 4,0 м, площадь крыла - 38,5 кв.м

Вес пустого самолета - 5100 кг, взлетный вес - 9400 кг, максимальный взлетный вес - 9900 кг

Максимальная скорость на высоте 7000 м - 550 км/час, скорость на уровне моря - 500 км/час

Практический потолок - 8000 м

Дальность полета с подвесными баками - 2100 км