Heinkel115

Готовясь к войне на море, руководство ВМС Германии в 1935 г. потребовало спроектировать современный самолет-торпедоносец для замены многоцелевой машины Не 59, созданной еще в 1930 г. Свои разработки представили фирмы Блом унд Фосс и Хейнкель. На конкурсе победа досталась самолету Хейнкеля.

Опытный Не 115V-1 совершил первый вылет в августе 1937 г. Это был поплавковый цельнометаллический моноплан с крылом, собранным из трех секций. На нем стояли два двигателя BMW132K мощностью 830 л.с. каждый. Отличительной особенностью прототипа являлась носовая огневая точка, выполненная в виде выступающего за обводы корпуса блистера. Естественно, такой подбородок увеличивал аэродинамическое сопротивление, и на третьем опытном экземпляре от него отказались. Обтекаемый полностью застекленный нос, кроме того, значительно улучшил обзор для экипажа. Несколько была изменена также конструкция поплавков и хвостового оперения. Вооружение составили два 7,9-мм пулемета MG15. Тем временем первый He 115V-1 был переоборудован в рекордный самолет. На этой машине летчик-инженер Ритц установил 20 марта 1938 г. восемь мировых рекордов скорости для гидросамолетов. В то же время началось серийное производство Не 115А. Всего было изготовлено 44 машины этой серии для Люфтваффе и 16, без военного оборудования, - для Швеции и Норвегии.

Еще до начала Второй мировой войны фирма Хейнкель стала производить машины серии В. Серия В отличалась усиленным бронированием пилотской кабины, увеличением объема топливных баков и упрощенной конструкцией хвостового оперения. На внешней подвеске самолет мог нести или одну торпеду, или 500 кг бомб, или 520 - килограммовую мину LMA. С этими машинами морская авиация Германии начала Вторую мировую войну. И хотя на 1 сентября 1939 г. всего насчитывалось 8 Не 115, их число быстро выросло: только за сентябрь-декабрь этого года их производство составило 52 машины.

Среди этих самолетов были уже и машины новой серии С. У Не 115С была увеличена до 1000 кг боевая нагрузка при старом моторе. Такое изменение привело к тому, что самолет не мог продолжать полет при выходе из строя одного двигателя. Значительно сильнее стало вооружение: два пулемета MG15,один - MG17 и 20-мм пушка MG151/20. Самолет выпускался до июля 1940 г., когда его производство было остановлено (за февраль-июль было изготовлено 76 машин). Это решение было принято с целью сосредоточить все усилия на выпуске фронтовых бомбардировщиков. Из-за приостановки производства не пошел в серию Не115D с более мощным двигателем. Между тем с каждым годом количество самолетов в войсках все более сокращалось и к пятому году войны их почти не осталось в строю. Второе рождение самолет пережил в начале 1944 г. В этот год было произведено и поставлено 67 машин Не 115Е (аналог Не 115С).

Свою боевую деятельность Не 115 начал в качестве разведчика, а для торпедных атак использовали устаревший Не 59. Первая попытка атаковать британский конвой бомбами 21 октября 1940 г. для новых гидросамолетов окончилась неудачей: из 9 "хейнкелей" было потеряно четыре. Результаты этого боя стали предметом острых разногласий между руководством ВВС и Кригсмарине, в которых даже высказывалось мнение о полной непригодности Не 115 для ударов по охраняемым целям. Однако Не 115 продолжал применяться как в противоконвойных операциях, так и для решения задач ПЛО, постаноки мин, высадки разведывательно - диверсионных групп.

С началом войны против СССР гидросамолеты Не 115 применялись на двух морских театрах: черноморском и северном. На Черном море осенью 1941 г. эпизодически действовали 1./706 и 1./106 морские авиаотряды. Заметных успехов они не достигли.

Гораздо интенсивнее шло их использование на Севере. Впервые Не 115 появились там осенью 1941 г. в составе 1./406 отряда. Позднее отряд был усилен 1./906 и 1./706 учебными отрядами. Численность торпедоносцев составила: на 14.03.42 г. - 14 машин, на 20.05.42 г. - 15, на 10.04.43 г. - 9 и на 20.10.43 г. - 12. Как видим их число никогда не достигало значительной величины. К тому же тихоходные гидросамолеты с трудом могли выйти на дистанцию торпедного залпа. Так, при атаке PQ-17 2 июля 1942 г. 8 Не 115 не смогли сблизиться на дистанцию сброса торпед. Только атака транспорта "Христофор Ньюпорт" (7191 брт) 4 июля 1942 г. закончилась его потоплением. Причем, торпедоносец случайно наткнулся на судно при выходе из полосы тумана. С появлением в составе конвоев авианосцев шансы на успех не только Не 115, но и более современных машин стали практически равны нулю.

Наряду с атаками на конвои, Не 115 вели разведку, производили поиск подводных лодок. Оборудованные дымовой аппаратурой, они прикрывали от огня советских береговых батарей немецкие суда у входа в Петсамо-фьорд. Эти самолеты использовались и для разведывательно-диверсионных операций. Широко известен случай с Не 115, который 22 октября 1942 г. при попытке эвакуировать диверсионную группу с озера Лача, был сначала поврежден, а затем захвачен. По данным советского командования на Севере было сбито 11 Не 115, семь из них - в 1943 г. Немецкие источники с оговорками подтверждают лишь три потери от действий советской артиллерии.

Достоверные потери He 115 на Севере

Тактико-технические данные Не 115В-1:

Размах крыла - 22,8 м, длина самолета - 17,3 м, высота - 6,62 м, площадь крыльев - 86,7кв.м.

Вес пустого самолета - 6890 кг, взлетный вес - 10400 кг.

Максимальная скорость на высоте 1000 м - 305 км/час, скорость на уровне моря - 295км/час.

Практический потолок - 5200 м.

Дальность полета - 2600 км для многоцелевого варианта, 3000 км для разведывательного.