Осенью 1937 г. Министерство авиации Германии выдало техническое задание на проектирование одноместного истребителя, который бы состоял на вооружении параллельно с Bf 109. Разработка самолета была поручена фирме Фокке-Вульф и велась группой Р. Блазера под руководством Курта Танка. В качестве силовой установки предлагались двигатели воздушного и водяного охлаждения. Выбор был сделан в пользу 18-цилиндрового 1550-сильного двигателя BMW 139 воздушного охлаждения. С этим мотором и совершил первый вылет 1 июня 1939 г. опытный FW 190V-1. Но к этому времени был изготовлен более мощный 14-цилиндровый мотор BMW 801C (1660 л.с.) Поэтому в серийное производство самолет пошел с этим двигателем. Истребитель получился с очень высокими скоростными и маневренными характеристиками. Оригинальные технические решения обеспечили высокую технологичность изготовления, что в условиях военного времени позволяло резко нарастить выпуск самолетов. Широко расположенное шасси гарантировало безопасную посадку на грунтовые аэродромы, а пилотская кабина обеспечивала великолепный обзор. Машины серии FW 190A-1 поступили в части ВВС в марте 1941 г. 27 сентября 1941 г. произошел первый бой между FW 190 и "Спитфайерами" британских ВВС. "Фокке-Вульфы" серии А-1 были вооружены четырмя 7,9-мм пулеметами, но уже следующий вариант имел дополнительно две 20-мм пушки MG FF.

Серия FW 190A-3 отличалась установкой более мощного двигателя BMW 801D-2 в 1700 л.с. и вооружением из двух пушек MG FF и двух MG 151/20. Эта серия строилась в нескольких вариантах: разведчика, истребителя-бомбардировщика, штурмовика. Несколько позже на фронт поступили FW 190A-4 с устройством впрыска водно-метаноловой смеси. Это позволило кратковременно увеличивать мощность мотора до 2100 л.с. На самолетах этой серии впервые были установлены бомбодержатели для одной 500 кг бомбы и узлы подвески двух 210 мм реактивных снарядов.

В начале 1943 г. был разработан FW 190A-5. Машины этой серии строились в различных вариантах. Так FW 190A-5/U3 отличался усиленным бомбовым вооружением: одна полу тонная и две бомбы по 250 кг, на модификации U11 были установлены подкрыльевые пушки MK103 калибром 30-мм. Особенно мощным был FW 190 A-5/U12: шесть 20-мм пушек MG151/20 и два 7,9-мм пулемета.

Машины серий А-6 и А-7 отличались от предшествующих в основном вооружением и радиооборудованием. На истребителе FW 190A-6/R4 был установлен двигатель BMW 801TS c турбокомпрессором. Последним вариантом серии А стал FW 190A-8. На этих самолетах устанавливались лыжные шасси.

Немецкие конструкторы постоянно совершенствовали FW 190. Перспективной оказалась установка на самолет двигателей водяного охлаждения. С двигателем Jumo 213A-3 в 2240 л.с. истребитель, получивший название FW 190D-9, развивал скорость 685 км/час. Его вооружение состояло из двух 20-мм пушек и двух 13-мм пулеметов. На фронт машина поступила в августе 1944 г.

Еще большей скоростью обладал FW 190D-12 с двигателем Jumo 213EB. На высоте 11000 м он разгонялся до 730 км/час. Производство этой машины началось в марте 1945 г. на заводах фирм Арадо и Физилер, но принять участие в боевых действиях этим самолетам не было суждено.

Наряду с упомянутыми, строились "Фокке-Вульфы" разведывательных и штурмовых модификаций. К первым относился FW 190E-1, аналогичный по конструкции А-4, но вместо отдельных типов вооружения на нем устанавливались фотокамеры. Самолеты серии "F" являлись штурмовиками. Они имели усиленное бронирование пилотской кабины и основных агрегатов. Несколько модификаций FW 190F отличались составом вооружения. Кроме двух 20-мм пушек и двух 7,9-мм пулеметов они оснащались подкрыльевыми пушками МК103 калибра 30 мм, торпедами, неуправляемыми реактивными снарядами до 280 мм калибра, бомбами.

Истребитель-бомбардировщик FW 190G отличался увеличенной бомбовой нагрузкой, которая доходила до 1800 кг. За счет повышенной бомбовой нагрузки артиллерийское вооружение было уменьшено до двух 20-мм пушек.

Появившийся в частях ВВС впервые летом 1941 г., FW 190, наравне с Bf 109, решал все задачи, свойственные фронтовым истребителям. На Восточном фронте "Фокке-Вульф" использовался с марта 1942г., сначала в качестве разведчика в составе 9-го отряда 2-й учебной эскадры. Фотография одного из этих самолетов была опубликована в газете "Комсомольская правда" за 5 сентября 1942 г. Широкое применение нового истребителя началось осенью 1942 г, первой их получила 51-я истребительная эскадра. К июлю 1943 г. на Курской дуге было сосредоточено 4 группы FW 190.

Кроме истребительных соединений "сто девяностые" стали поступать на вооружение штурмовых эскадр. Если под Курском было всего две группы FW 190G, то в течение 1943 и в начале 1944 года все эскадры, ранее оснащенные Ju 87, перешли на "Фокке-Вульфы". Учитывая, что на Восточном фронте была сосредоточена большая часть штурмовых соединений Люфтваффе, то количество самолетов FW 190 на советско-германском фронте превысило число Bf 109. "Сто девяностые" с 1943 г. стали главным противником советских пилотов в воздухе.

На Севере FW 190 появились довольно рано. Уже в июне 1942 г. в состав 5 Воздушного флота прибыли самолеты этого типа. Сначала они вошли в 11-й отряд 5-й истребительной эскадры. Зная, как широко применяли немцы межаэродромный маневр, можно не сомневаться в том, что еще в 1942 г. "Фокке-Вульфы" успели повоевать над Мурманском.

В феврале 1943 г. был сформирован 14 истребительно-бомбардировочный отряд 5-й истребительной эскадры, получивший на вооружение FW 190A-2/A-3. Это подразделение имело на 30.11.1943 г. 13 машин и базировалась в Петсамо. Такими же машинами была вооружена IV группа 5 эскадры, которая с августа 1944 г. действовала на мурманском направлении. В мае 1944 г. I группа 5 штурмовой эскадры, ранее оснащенная "штукас" (Ju 87), начала перевооружение на FW 190.

Хотя появление весной 1943 г. самолетов FW 190 в северном небе и не привело к существенному изменению оперативной обстановки, тем не менее создало определенные сложности для советской стороны. Используя штурмовики FW 190, немцы создали критическую обстановку на коммуникациях Северного оборонительного района и Карельского фронта. Максимальное число "сто девяностых" было сосредоточено на Крайнем Севере осенью 1944 г. Одна истребительная и одна штурмовая группы имели приблизительно сорок машин данного типа. Поэтому и большее число потерь FW 190 приходится на этот период. Всего по данным штаба ВВС Северного флота, Люфтваффе потеряли на Севере 115 FW 190 (?), из них немецкие источники подтверждают пока лишь 32.

Достоверные потери FW 190 на Севере

Тактико-технические данные FW 190A-8:

Размах крыла - 10,5 м, длина самолета - 8,84 м, высота - 3,96 м, площадь крыла - 18,3 кв.м.

Вес пустого самолета - 3170 кг, взлетный вес - 4430 кг, максимальный взлетный вес - 4900 кг.

Максимальная скорость на высоте 6000 м - 654 км/час, на уровне моря - 571 км/час, практический потолок - 11400 м, радиус действия - 805 км.