Планируя вторжение на территорию СССР, фашистское командование не могло не учитывать обстановку в Заполярье. Согласно плану «Барбаросса» горный корпус «Норвегия» должен был обеспечить «оборону области Петсамо и ее рудных шахт, а также трассы Северного Ледовитого океана» [1]. В дальнейшем перед корпусом была поставлена задача овладеть базой Северного флота Полярный, блокировав Кольский залив, а затем во взаимодействии с 36-м армейским корпусом захватить Мурманск. В решении этой задачи важная роль была отведена авиации 5-го воздушного флота Германии, сосредоточенной на аэродромах Норвегии и северной Финляндии.
Непосредственно в Заполярье к началу войны была создана и развернута отдельная группировка «Авиакомандование Киркенес» во главе с полковником Нильсеном. Ее костяк составили подразделения, перебазированные с авиабаз южной и центральной Норвегии. В полном составе в нее вошли IV группа 1-й учебной эскадры (IV./StG 1), вооруженная пикирующими бомбардировщиками Ju-87, а также два разведывательных отряда: дальний, из 124-й группы (1.(F)/124) c caмолетами Ju-88 и Do-215 и ближний из 32-й (1.(H)/32), оснащенный Hs-126. 23 мая 1941 г. из Нидерландов в Норвегию перелетели бомбардировщики Ju-88 II группы 30-й бомбардировочной эскадры (II./KG30),
6-й отряд которой 12--13 июня сосредоточился на аэродромах северной Норвегии. На эти же базы вскоре из южной Норвегии были переброшены и истребители Ме-109 I-й группы 77 эскадры (I./JG77) [2]. Из состава 2-го отряда 76-й истребительно-бомбардировочной эскадры на Север перебазировано звено Ме-110. Накануне вторжения германское командование располагало в Заполярье: 12 бомбардировщиками Ju-88A-5 и 33 Ju-87R, 22 истребителями Ме-109Е-7 (с учетом численности отряда на дальнем аэродроме Банак), 4--6 Ме-110Е-2, семью ближними разведчиками Hs-126B, 8--10 - дальними Ju-88A-5, Do-17P, Do-215B [3], всего - 86--90 боевыми самолетами. За неделю до войны все они были сосредоточены на оперативных аэродромах Хебугтен, Банак, Луостари, Рованиеми.
С советской стороны, представленной на Севере авиацией 1-й смешанной авиадивизии и ВВС Северного флота, в войну вступили 239 самолетов, в том числе: 39 бомбардировщиков СБ, 146 истребителей И-15, И-16, И-153 и 54 гидросамолета типа ГСТ и МБР-2 [4].
Почти половина (116) из общего числа машин находилась в составе Северного флота и действовала непосредственно в Заполярье [5]. По тактико-техническим характеристикам советские самолеты уже считались устаревшими. Советские летчики, не уступая потенциальному противнику в отваге, вместе с тем не имели опыта ведения боя, что не могло не сказаться на первых результатах войны в небе Заполярья.
Война в воздухе начались гораздо раньше, чем на земле. С 17 по 22 июня 1941 г. советские наблюдательные посты зафиксировали девять разведывательных полетов немецкой авиации в сторону Полярного. 19 июня состоялся первый на Севере воздушный бой. Старший лейтенант Воловиков на И-153 атаковал над полуостровом Рыбачий He-111 и Ме-110, вынудив их прервать разведку [6]. С официальным объявлением войны командование Люфтваффе, пытаясь захватить инициативу в небе, приступило к интенсивным бомбардировкам советских аэродромов. Самого большого успеха германская авиация добилась во время неожиданного массированного налета 29 июня. В этот день на аэродроме Ваенга было сожжено 6 и повреждено 18 советских самолетов [7]. Редкий день июня - июля проходил без боев в районе советских воздушных баз. Однако существенного урона последующие бомбардировки не причинили. Численное превосходство советских ВВС и недостаток бомбардировщиков у немецкой стороны не позволили «Авиакомандованию Киркенес» уничтожить советскую авиацию на земле и завоевать прочное господство в небе Заполярья. Более того, с первых дней войны усиливалось сопротивление немецкому натиску. С каждым днем росли невосполнимые потери Люфтваффе. Уже 24 июня Борис Сафонов сбил Ju-88, пилотируемый унтер-офицером Р.Шеллерсом из 6-го отряда 30-й эскадры. За пять дней конца июня - начала июля над Ваенгой были сбиты два командира авиагрупп, капитаны Е.Роегер (II/KG30) и А.фон Лоевски (IV/JG77). Недостаточная поддержка с воздуха сказывалась на результатах наступления горного корпуса. В этой ситуации командование Люфтваффе энергично наращивает свою группировку в Заполярье. 1 августа 1941 г. в Банак из Франции прибывает 21 Ju- 88 I группы 30-й эскадры. Туда же перелетают «Хейнкели-111» из второго отряда 26-й бомбардировочной эскадры. Полностью стягиваются на мурманское направление отряды II-й группы 30-й эскадры. И, наконец, 28 декабря 1941 г. в Бардуфосс прибывают 20 Ju-88 из состава 8-го и 9-го отрядов последней, III-й, группы этого соединения [8]. Впрочем, это усиление не дало желаемых результатов. Советские ВВС совместно с прибывшим в сентябре в Мурманск 151-м британским крылом продолжали оказывать упорное сопротивление в борьбе за небо Заполярья, хотя и несли значительные потери. Именно в этот период в практику ведения боя советскими летчиками вошли лобовые атаки и таран. Самопожертвованием русские пилоты вынуждены были компенсировать несовершенство советской авиатехники, а также просчеты командования в стратегии и тактике.
Всего до 1 ноября 1941 г. части полковника Нильсена совершили 7595 самолето-вылетов, в том числе бомбардировщики - 4450 и истребители - 2609. По немецким данным было уничтожено 215 советских самолетов и 24 корабля или судна [9]. Эти цифры следует считать весьма точными. Согласно советским данным, ВВС Северного флота за этот период потеряли 131, а всего Карельского фронта - 200 самолетов [10]. Что касается потерь Люфтваффе, то лишь по полярным отрядам 30-й и 26-й эскадр они составили за сравниваемый период 59 машин [11]. Мы не очень ошибемся, если оценим потери 5 -го воздушного флота на Крайнем Севере в 100 - 120 самолетов [12]. Это много, если учесть, что всего Люфтваффе потеряли в 1941 году 3648 машин [13], а ВВС Финляндии за тот же период - 120 [14].
Зима 1941-42 г. с ее сложными метеоусловиями привела к снижению активности боевых действий в небе Севера и была использована для доукомплектования и обучения частей. Отлаженное движение конвоев по северному маршруту приковало особое внимание фашистского командования. В Берлине не исключали возможности вторжения англичан в северную Норвегию. С перебазированием в начале 1942 г. на Трондхейм линкорной группы во главе с «Тирпицем» стало очевидным, что в этих водах в ближайшее время состоятся крупнейшие сражения. Готовясь к ним, командование Люфтваффе провело реорганизацию частей на Севере. В первую очередь реорганизации подверглась истребительная авиация. В феврале была сформирована 5-я истребительная эскадра в составе 3 групп: I и II группы создавались соответственно на основе бывших I группы 77-й эскадры (южная Норвегия) и истребительной группы особого назначения (северная Норвегия). III группа была сформирована заново и также переброшена на мурманское направление в апреле 1942 г. [15]. Начиная с весны 1942 г. в небе Севера отмечалось и появление более современного самолета - Mе-109F. С созданием истребительной эскадры «Авиакомандование Киркенес» было переименовано в «Норд-Ост». В его подчинение автоматически перешла и большая часть ударной авиации, сосредоточенная на северных аэродромах. После известной директивы Гитлера об усилении взаимодействия частей Люфтваффе с ВМС, в Тромсе и Ставангере в составе 406-й и 906-й групп были созданы две эскадрильи торпедоносцев «Хейнкель-115» (He-115С-1). Однако тихоходные гидропланы оказались малоэффективными для действий против конвоев. Для этого более подходили двухмоторные Ju-88 или He-111. Последние составили основу торпедоносной авиации Люфтваффе. И уже в конце апреля на Север прибыли первые 12 экипажей III группы 26-й эскадры (III/KG 26) капитана Эйке, прошедшие специальную подготовку в итальянской авиашколе в Гроссето. 2 мая они уже вступили в бой против PQ.15 [16]. К июню 1942 г. численность торпедоносцев на Север увеличилось до сорока [17].
К лету 1942 г. 5-й воздушный флот, согласно советским сведениям, приобрел следующую структуру [18]:
* Наряду с разведывательной авиацией группы «Норд-Ост», в Заполярье по донесениям разведотдела Карельского фронта действовали Ju-88 1-го отряда 120-й группы дальних разведчиков, Do-18 и He-115 1-го отряда 126-й группы дальних разведчиков и самолеты He-115 1-го отряда 706-й группы дальних разведчиков.
Согласно немецким источникам данная таблица имеет следующие ошибки:
1. IV группа 5-й истребительной эскадры базировалась в южной Норвегии;
2. 13-й отряд 5-й эскадры в то время был вооружен Ме-110;
3. III группа 28-й бомбардировочной эскадры на Севере не было.
4. Отсутствует упоминание о самолетах Bv-138 составе групп морских разведчиков.
5. Отсутствуют указания на существование 120-го, 126-го и 707-го отрядов разведчиков (см.: Galland A., Ries K., Ahnert R. The Luftwaffe at War, 1939-1945.London, 1972. P.179.)
В течение весны численность боевых самолетов Люфтваффе на Севере была увеличена более, чем вдвое и, по данным советской разведки, составила на 1 июля 1942 г. по типам самолетов и аэродромам базирования [19]:
И хотя по численности немецкая авиация уступала советской, Люфтваффе и в 1942 г. продолжала удерживать инициативу в небе Заполярья. И причина не только в преимуществах немецкой военной техники и профессионализме летчиков, но и в недостатках советской авиации.
В составе ВВС Северного флота (с приданными ей для прикрытия PQ-17 и PQ-18 cамолетами сухопутных соединений), 14-й армии (мурманское направление) и 19-й армии (кандалакшское направление) Карельского фронта находилось 432 самолета [20]. Однако значительная их часть являлась небоеспособной. Из 268 самолетов ВВС Северного флота исправными были лишь 131 [21]. Главные причины - выработка моторесурсов на отечественных самолетах и отсутствие запчастей к иностранным. А последние составляли более половины всего самолетного парка [22], причем в большинстве соединений лишь начался процесс их освоения. Значительное поступление новой техники не обеспечивалось подготовленным летным составом, а командиры ВВС не приобрели еще опыта применения новой авиационной техники. Не случайно советское командование неоднократно пыталось завербовать пленных немецких летчиков в качестве инструкторов для обучения своих пилотов.
Используя собственные преимущества, немецкое командование с наступлением весны и лета провело ряд крупных операций, имевших целью прервать союзнические коммуникации на Севере, числе которых массированные бомбардировки портов Мурманска (май-июнь) и Архангельска (август-сентябрь), разгром каравана PQ-17, операция «Вундерланд» в Карском море. Почти все эти операции были неожиданными для советского командования. Первый налет на Архангельск 24 августа прошел для фашистской авиации безнаказанно. Вплоть до столкновения с «А.Сибиряковым» не был замечен «Адмирал Шеер». 18 самолетов, специально посланные на его поиск, так и не смогли обнаружить рейдер [23]. И здесь следует отдать должное смелости немецких летчиков и моряков. Лишь после войны стало известно, что успех этих и других операций был во многом достигнут благодаря развертыванию в глубоком советском тылу секретных фашистских баз. Такие базы были созданы на островах Земли Франца-Иосифа, на Новой Земле, на Шпицбергене [24]. Обнаруженные недавно материалы указывают также на вероятность существования немецкой аэродромной площадки в районе озера Окулово, что в 200 километрах к северо-востоку от Архангельска [25].
Умело используя собственные преимущества и просчеты противника, немецкое командование в целом успешно решило поставленную задачу: свело до минимума поступление стратегических грузов в Россию северным путем. В решении этой задачи немалую роль сыграла и авиация 5-го флота. С 1 ноября 1941 г. по 1 ноября 1942 г. потери авиации Северного флота от действий противника составили 202 самолета. При этом, по данным советской стороны, враг потерял 312 самолетов, из которых к достоверным потерям следует отнести лишь половину [26]. Что касается ВВС 14-й и 19-й армий Карельского фронта, действовавших против авиации 5-го флота, ими за первый год войны уничтожено 186 самолетов противника, из которых также лишь половину надлежит считать достоверными потерями. Сами же ВВС Карельского фронта на мурманском и кандалакшском направлениях за этот период недосчитались 98 машин [27]. Отсутствие данных немецкой стороны и несовершенство методики подсчета сбитых самолетов Люфтваффе в советских источниках не позволяют пока дать точные цифры этих потерь. Но каковыми бы они ни были, приведенные выше данные указывают на возросший накал боев в Заполярье в 1942 г. Наивысшего накала эти бои, как правило, достигали в районе Мурманска. «Лучше три раза слетать на Лондон, чем раз на Мурманск», - говорили позднее пилоты 30-й эскадры. Мурманск принадлежал к четырем сильнейшим пунктам ПВО Второй мировой войны - двум «Л» (Лондон, Ленинград) и двум «М» (Мурманск, Мальта) [28]. Именно под Мурманском немецкая авиация и понесла наиболее значительные потери - до 30% всех сбитых в Заполярье самолетов.
Сильная группировка немецкой авиации сохранялась до конца осени 1942 г. Подготовка англо-американских войск к высадке в северной Африке (операция «Факел») вынудила немецкое командование перебросить значительную часть ударной авиации на юг. С 3 ноября 1942 г. началось перебазирование в Италию подразделений 26-й и 30-й эскадр. Из всего состава ударной авиации на Севере сохранились только 20-30 бомбардировщиков из I-й группы 30-й эскадры и группа пикирующих бомбардировщиков Ju-87. К началу нового, 1943 года, немецкие воздушные силы на Севере были сокращены почти вдвое. По данным советской разведки, их численность на аэродромах базирования на 1 января 1943 г. составляла [29]:
1943 год стал переломным в войне. Для Вермахта он характеризуется вынужденным переходом от активного наступления к обороне. Стратегическая инициатива переходит в руки союзников, которые удерживают ее до конца войны. Изменение стратегии немецким командованием не могло не сказаться на изменении тактики ВВС, в том числе и на Севере. Состав 5-го воздушного флота постепенно приобретает явно оборонительную структуру. В течение года почти вся дальнебомбардировочная авиация была переброшена на другие ТВД. В июле 1943 г. на Запад была передислоцирована группа Ju-88. Роль ударной авиации переходит к штурмовикам Fw-190А, появившимся с весны этого года на Севере. В составе 5-й истребительной эскадры формируется штурмовой отряд.
Умелое применение штурмовой авиации, высокая ее активность создают напряженную обстановку на коммуникациях Северного оборонительного района и на Кировской железной дороге. Достаточно упорным и эффективным было и противодействие советской авиации, которая, приобретя более, чем двукратный перевес, наконец-то перешла к наступательным действиям. По немецким данным, части 5 воздушного флота сбили в 1943 г. 910 советских самолетов [30]. В реальности авиачасти Северного флота потеряли в этом году 324 [31], а ВВС всего Карельского фронта - 153 машины [32]. По советским данным, авиацией Северного флота за сопоставляемый период сбито 392, а Карельского фронта - 187 немецких самолетов [33], хотя сведения о потерях противника следует считать завышенными с обеих сторон, немецкие статисты здесь явно преуспели. И это закономерно: как в 1941-1942 г. советские, так, в 1943 г. немецкие источники пытаются сгладить горечь собственных потерь преувеличением числа сбитых самолетов противника. Потери же Люфтваффе в 1943 г.в сравнении с предыдущими годами достигли максимума. Именно в этом году были сбиты такие асы-истребители, как Р.Мюллер, первый кавалер Рыцарского креста в 5-й истребительной эскадре (94 победы в воздухе), Г.Дебрих (65 побед), А.Бруннер (53 победы).
В ноябре 1943 г. группировка ВВС Германии на Севере в очередной раз уменьшилась. Две группы, истребительная (II/5) и пикирующих бомбардировщиков, были переброшены на ленинградское направление. В феврале следующего года в южную Норвегию перебазировался 13-й отряд 5-й эскадры - отряд Ме-110, бывший главным противником советских летчиков в боях над конвоями. Тогда же в составе 5-го флота началось формирование 8-й ночной штурмовой авиагруппы, аналогичной частям ночной бомбардировочной авиации Советской Армии. Сначала на ее вооружение поступили 12 Ar-66, а затем, переброшенные из Латвии Ju-87 из состава 5-й штурмовой эскадры. До августа 1944 г. силы Люфтваффе на Севере (называемые теперь силами Командующего ВВС в Финляндии) состояли из одной истребительной, одной штурмовой, одной ночной штурмовой групп и двух разведывательных авиаотрядов, не считая частей морской авиации. В августе дополнительно прибыла IV группа 5-й эскадры, оснащенная истребителями Fw-190 [34].
По данным советской разведки на 1 сентября 1944 г. северной Норвегии дислоцировались следующие части и соединения Люфтваффе [35]:
* По немецким источникам, данная таблица имеет следующие неточности:
1. Не отмечены самолеты Ar- 66, Ju- 87 из состава 8-й ночной штурмовой авиагруппы, а также Fw -200 из 3/KG30, Ju -188 из 1.(F)/124, Ju-52 из 20-й транспортной группы
2. 14-й отряд 5-й истребительной эскадры был к этому времени переформирован в 4-й отряд
3-й штурмовой эскадры. (см.: Наfsten B., Larsstuvold, Olsen B., Stenersen S. Flyalarm: Luftkrigen over Norge,1939-1945. Oslo,1991.S.224)
Им противостояли 557 самолетов ВВС Северного флота [36] и 809 Карельского фронта [37]. Причем вся фронтовая авиация после завершения Свирской операции была передислоцирована на кандалакшское направление, то есть непосредственно против немецких армий и ВВС 5-го флота. К осени 1944 г. германская авиация не только утратила инициативу, но и полностью отказалась от активных боевых действий. Практически полностью прекратились налеты на объекты советского тыла. В противоконвойных
операциях авиация стала играть лишь вспомогательную роль. Сильное воздействие на моральное состояние немецких войск оказали массированные налеты советской авиации на порты Варангер-фьорда. Более чем 10-кратный перевес советской авиации обеспечил успешное проведение Петсамо-Киркенесской операции, завершившей войну в Заполярье. Уже на третьи сутки после начала операции, 10 октября, немцы оставили аэродром Луостари, 23 октября - базу Хебугтен (Киркенес), а 1 ноября 1944 г. остатки ВВС Германии были отведены на авиабазу Банак. Активные действия Люфтваффе на Крайнем Севере завершились.
В результате боев в 1944 г. Люфтваффе, согласно советским источникам, потеряли 673 самолета; авиация же Северного флота и 7-я воздушная армия Карельского фронта за тот же период недосчитала 584 машины. Всего за годы войны германская и финская авиации потеряли на Севере, по советским данным , 2384 самолета, а советские ВВС - 1957 машин [38]. Такова статистика результатов войны в небе Севера. Скорбная статистика...
Источник: Северные конвои: исследования, воспоминания, документы / Поморский международный педагогический университет им. М.В. Ломоносова / сост. Супрун М.Н. – Москва : Андреевский флаг, 2000. – Выпуск 3. – 364 с.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Военно-исторический журнал, 1991, № 3. С.31.
2. Hafsten B.,Larsstuvold U.,Olsen B.,Stenersen S. Flyalarm. Оslo,1991.S.50. Кроме основных задач, I группа 77-й эскадры занималась освоением самолетов Ме-109Т, спроектированных для строящегося авианосца "Граф Цеппелин".
3. Ibid. S.122. Kurowski F. Luftwaffe uber Rusland. Munchen, 1987. S.50. Теоретически было бы необходимо учитывать и авиацию Финляндии, но фактически она действовала в основном против 7-й и 23-й армий Северного фронта, разделенного 23.08.41г. на Карельский и Ленинградский.
4. Иноземцев И.Г. В небе Заполярья и Карелии: Военно-исторический очерк боевых действий ВВС Карельского фронта и 7-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. М., 1987. С.5.
5. Бойко В.С. Крылья Северного флота. Мурманск, 1976. С.24.
6. Центральный военно-морской архив (ЦВМА), ф.767, оп.2, д.87, л.5
7. ЦВМА, ф.12, оп.1, д.76, л.25.
8. Hafsten B., Larsstuvold U.... S.121-122.
9. Ibid. S.122.
10. Центральный архив Министерства обороны России (ЦАМО) ф.342, оп.5446, д.1, л.6; ЦВМА, ф.12, оп.1, д.76.
11. Militargeschichte. Berlin, 1978. S.331.
12. Согласно материалам ЦВМА, ВВС Северного флота уничтожили на 1 ноября 1941 г. 150 самолетов врага. По документам ЦАМО (ф.342, оп.5446, д.1, л.6) авиацией Карельского фронта сбито и сожжено на аэродромах на 22 ноября 1941 г. 133 самолета противника.
13. Hafsten B., Larsstuvold U. ... S.123.
14. Seppala H. Suomi hyokkaana. Helsinki, 1984. S.219.
15. Girbig W.Jagdeschwader 5: Eine Cronik aus Dokumenten und Berichten, 1941-1945. Stuttgart, 1976. S.68-69.
16. Kurowski F. Seekrieg aus der Luft. Herford, 1979. S.298; Hummelchen G. Der deutschen Seeflieger 1935-1945. Munchen, 1976. S.138; Wood T, Gunston B. Hitlers Luftwaffe. London, 1977. P.69.
17. Historical Branch of Ministry of Defence (HBMD). File BR 1736(44)
- Battle Summery No 22. Arctic Convoys, 1941-1945. Historical Section. Admiralty.1954.Р.52.
18. ЦАМО, ф.432, оп.5440, д.3, л.151.
19. Отделение Центрального Военно-морского архива (ОЦВМА), ф.20, д.17881, л.198 об.
20. ОЦВМА, ф.20, д.17882, л.199-199 об; ЦАМО, ф.342, оп.5440, д.3,л.67
21. ЦВМА, ф.767, оп.2, д.87, л.199 об.
22. Там же. Л.244 об.
23. Там же. Л.246-247.
24. См.: Schwerdtfeger W., Selinger F. Wetterflieger in der Arktis 1940-1944. Stuttgart, 1982. S.65, 80, 99; Schofield E,.Nesbit R.C. Arctic Airmen: The RAF in Spitsbergen and North Russia in 1942. London, 1987. P.63, 64-68, 93-108; Булатов В.Н. Немецкая база на Земле Франца-Иосифа // Северные конвои: исследования, воспоминания, документы. Выпуск 2. М., 1994.С.46-49.
25. Архангельск, 1992, 23 июня.
26. Подсчитано по данным ЦВМА, ф.12, оп.1, д.77.
27. ЦАМО, ф.342, оп.5440, д.19, л.71.
28. Girbig W. Jagdgeschwader 5: Eine Cronik aus Dokumenten und Berichten 1941-1945. Stuttgart, 1976. S.280.
29. ЦВМА, ф.12, оп.1, д.77, л.310.
30. Hafsten B., Larstuvold U. ... S.174.
31. Подсчитано по данным ЦВМА, ф.12, оп.1, д.77.
32. ЦАМО, ф.342, оп.5440, д.4, л.34.
33. Там же, а также ЦВМА, ф.12, оп.1, д.77.
34. Girbig W....S.248,325; Smith J.R.German Aircrafts of the Second World War. London, 1978. P.18.
35. ОЦВМА, ф.20, д.17882, л.225.
36. Там же. Л.226 об.
37. ЦАМО, ф.342, оп.5440, д.3, л.85-87.
Там же. Д.4, л.32,36; ОЦВМА, ф.20, д.17882.