История союзных конвоев в северные порты СССР в годы Великой Отечественной войны, одним из которых являлся Северодвинск (Молотовск), привлекает в последнее время все большее внимание определенной части наших горожан. Хорошо известно, что северные караваны состояли главным образом из транспортов и кораблей охранения США и Великобритании. Но не следует забывать, что в них участвовали суда стран, оккупированных Гитлером, но не покорившихся захватчикам, в том числе Нидерландов, Польши, Норвегии. И вклад их в эту героическую эпопею был достаточно велик. Согласно архивным данным, только в 1943 и 1944 гг. в Архангельский порт (включая Молотовск) пришло 8 транспортов под голландским флагом, 2 – под польским и 6 норвежских судов. Моряки боевых кораблей этих стран мужественно сражались с противником в составе эскортов караванов. В качестве примера можно привести доблестные действия участника многих конвоев польского эсминца «Гарланд». Но особого внимания заслуживает участие в этих операциях флота ближайшего соседа Русского Севера – Норвегии, отношения северян с которой уходят в глубь веков.
Первого февраля 1942 года в составе конвоя PQ-9/10 (единственного, имевшего двойной номер) впервые вышел из Исландии норвежский танкер «Норег» («Noreg»). Как свидетельствует журнал британских ветеранов арктических конвоев «Северное сияние» (№ 38, сентябрь 1994 года), 10 февраля конвой без потерь прибыл в Мурманск. Впоследствии «Норег» еще 7 раз доставлял в северные порты СССР авиационный бензин – ценнейший военный груз.
В охранении конвоя PQ 9/10 шли норвежские тральщики (из китобоев) «Гав» («Hav») и «Шика» («Shika»). Эти корабли успешно несли службу в эскортах еще многих конвоев. Однако в обратном конвое RA-60, вышедшем из Кольского залива в сентябре 1944 г., они не смогли предотвратить гибель американского «либерти» «Эдуард Х. Крокетт» («Edward H. Crockett») и британского транспорта «Самсува» («Samsuva»), торпедированных немецкой подлодкой U-310. Плавание в конвоях изобиловало многими драматическими ситуациями. Некоторые из них были связаны с норвежскими кораблями.
Так, вышедший в апреле 1942 г. из Исландии конвой PQ-15 начиная со 2 мая подвергался постоянным атакам немецких самолетов и подлодок. В их отражении активное участие принимал норвежский эсминец «Св. Альбанс» («St. Albans»). В этом конвое неудачи преследовали корабли союзников. Сначала британский эсминец «Пенджаб» («Penjabi») погиб, столкнувшись с флагманом дальнего охранения линкором «Кинг Джордж V». А затем «Св. Альбанс» совместно с британским корветом «Сигул» («Seagull») потопил по ошибке польскую эскортную подводную лодку, оказавшуюся за пределами отведенной ей оперативной зоны. Понесли потери и транспорты. Погибло канадское судно «Кейп Корсо» («Cape Corso»), причем из его команды в 65 человек уцелело только шесть моряков. Значение доставки нефтепродуктов в наши северные порты трудно переоценить. Существенную долю в эти перевозки внесли норвежцы, обладавшие до войны солидным танкерным флотом.
Например, в составе конвоя JW-52 в январе 1943 г. плыл норвежский танкер «Маратон» («Marathon»). Командором конвоя был норвежский капитан Е. Ульринг, державший свой флаг на английском транспорте «Форт Бойс» («Fort Boise»). Охрану каравана вместе с другими кораблями союзников осуществляли также и норвежские корабли: фрегат «Тансберг Кастл» («Tansberg Castle») и корвет «Эглантин» («Eglantine»). В тот раз «Маратон» благополучно доставил свой груз. Этот танкер совершил еще несколько рейсов к нашим берегам. Самые большие испытания выпали ему в обратном конвое RA-62 (ноябрь 1944 г.) Тогда артиллеристы «Маратона» сбили два немецких самолета-торпедоносца. Но в самом конце маршрута 12 декабря 1944 г. фрегат «Тансберг Кастл» подорвался на мине и погиб. В числе 35 транспортов конвоя JW-63, вышедшего из Шотландии в самом конце декабря 1944 г., находились норвежские суда «Норджелл» («Nordjell») и «Идерйорд» («Iderjord»), а в состав эскорта входил прославивший себя во многих походах норвежский эсминец «Сторд» («Stord»). Караван не имел потерь. Но при формировании обратного конвоя RA-64 в феврале 1945 г. «Норджеллу» не повезло. Немецкая подлодка U-968 потопила этот норвежский транспорт в Белом море.
На Западе конвой RA-64 известен под названием «конвоя беженцев». Дело в том, что на его судах перевозились в Англию 500 норвежских гражданских лиц. Это были жители одного из норвежских островов, не пожелавшие оставаться в оккупации и вывезенные в Мурманск из-под носа у немцев британскими эсминцами. (Этот эпизод войны в нашей литературе почти не освещен). Плавание конвоя RA-64 сложилось очень тяжело. Он попал в жестокий шторм, а затем на него обрушили свои атаки торпедоносцы противника. В этих условиях англо-американские экипажи судов делали все, вплоть до самопожертвования, чтобы сохранить жизнь пассажиров-норвежцев. Так, американский транспорт «Герни Бэкон» (Henry Bacon), на борту которого находилось 19 норвежцев, был сильно поврежден штормом и добит немецкой авиацией. В единственную уцелевшую шлюпку прежде всего посадили норвежцев, причем капитан, старший механик и несколько офицеров уступили им свои места и погибли вместе с судном.
И в самом последнем северном конвое JW-67 в мае 1945 г. участвовали норвежские суда «Эгеро» (Egero) и «Кронпринцен» (Kronprinsen). Всего за годы войны свыше 20 судов и кораблей Норвегии с честью пронесли свой флаг в конвоях, доставлявших военные грузы в нашу страну. Их экипажи, несмотря на ощутимые потери, действовали умело и самоотверженно. Вклад Норвегии в общую победу получил высокую оценку союзников. «Норвежцы не подведут!» - так сказал об этом президент США Ф.Д. Рузвельт.
В настоящее время установлены и развиваются контакты северной России с Норвегией по многим линиям: дипломатической и административной, в области торговли и коммерческой деятельности, в сфере культуры, образования и спорта, промышленных связей, в экологическом движении и так далее. Это представляет собой возрождение многовековых традиций. Побратимство городов, обмен различными делегациями, создание совместных образовательных центров – все это прекрасно! Но почему-то в стороне остается изучение и освещение такой важной страницы российско-норвежских отношений, так участие норвежского флота в северных конвоях.
Мы уже привыкли видеть у себя по праздничным датам, связанным с совместной борьбой с гитлеровской Германией, ухоженных и вполне благополучных джентльменов из США и Великобритании, ветеранов арктических конвоев и отдаем должное их мужеству и стойкости.
А где же норвежские моряки, участники войны на море? Неужели никто их них не дожил до наших дней? Вряд ли… Может они не так хорошо организованы, как их американские и английские товарищи по оружию, но они несомненно есть. Найти их, установить взаимополезные связи, пригласить к нам – разве эта задача не представляет интерес не только для наших историков, но и для широких кругов общественности?
8 мая 1995 г. в Санкт-Петербурге состоялась морская часть парада, посвященного 50-летию Великой Победы. Впервые в истории на него были приглашены корабли стран-участниц антигитлеровской коалиции. Вместе с 22 кораблями Балтийского, Северного и Черноморского флотов в строй на Неве встали 6 фрегатов и тральщиков из США, Англии, Франции, Бельгии и Нидерландов. А почему не было корабля под норвежским флагом (а также под польским)?
Не пригласили? Или норвежцы отказались? А может быть «большая политика» в который раз помешала проявлению простых человеческих отношений и элементарной исторической памяти? Это вызывает недоумение.
Норвегия близка и понятна нам, северянам. Народ легендарных викингов и мужественных моряков, искусных кораблестроителей и отважных путешественников, народ, подаривший миру Ибсена, Грига, Нансена, Амундсена, Хейердала, достоин уважения и знания его новейшей истории.
Автор: Л. Шмигельский
Источник: газета «Северный рабочий», 14 сентября, 1995 г.