Предисловие

Предлагаемая Вашему вниманию книга открывает серию работ по истории авиации на Крайнем Севере в годы Второй мировой войны. Читатель вправе задать вопрос: почему Люфтваффе, т. е. немецкая авиация, а не советская или английская? Ответ здесь прост. Во-первых, потому, что о советской авиации написано в России уже несколько книг. О немецкой - ни одной. А литература, изданная за рубежом, остается пока не известной русскоязычному читателю. Во-вторых, сближение наших народов не может проходить нормально, пока не будут ликвидированы недомолвки в их истории, и последняя, жесточайшая из войн, не будет считаться оконченной до тех пор, пока не будет выявлена судьба всех погибших в ней, пока не будет похоронен последний солдат. Попытка выявить имена погибших над Россией немецких летчиков - одна из целей данной книги. В-третьих, авторы считают невозможным писать одностороннюю историю войны. Объективная история войны на Севере может быть написана с учетом материалов обеих сторон, и в первую очередь, - неизвестной русскому читателю - немецкой. И, наконец, в-четвертых, вопрос этот следует адресовать издателю, пожелавшему выпустить в свет первой именно эту книгу.
Авторы вполне отдают себе отчет в том, что выполнить поставленные задачи крайне сложно. Но кто-то ведь должен начать!? Мы даже наперёд знаем недостатки книги: неполноту сведений о пилотах и сбитых самолетах; расхождения в цифрах, содержащихся в источниках; возможные неточности в номерах частей, в местах гибели экипажей. Большая часть издержек обусловлена недостатками имеющихся исторических источников по теме. Археографическую основу книги составили, главным образом, материалы Центрального военно-морского архива в Гатчине и его отделения в Москве, Центрального архива Министерства обороны России в Подольске. Без сомнения, эти материалы представляют огромную историческую ценность. Однако, содержащиеся в них сведения о противнике требуют особенно тщательной проверки. В условиях войны такая проверка могла стоить жизни. Трудно произвести уточнения и в наше время: сохранность немецких архивов оставляет желать лучшего. То, что удалось сохранить, рассредоточено по архивохранилищам нескольких стран. Для подтверждения материалов русских источников, - допросов военнопленных, официальных отчетов разведотделов, аналитических сводок, - авторы обратились к сбору полевых материалов и к помощи коллег за рубежом. За десять лет работы поисковой экспедиции Архангельского Поморского университета, военных поисковиков поселка Катунино Архангельской области выявлены точные места гибели более сотни немецких самолетов. Найденные останки пилотов приданы земле на местах катастроф. Удалось установить имена летчиков некоторых экипажей.
Неоценимую помощь в работе оказали исследователи Ulf Larsstuvold, Rune Rautio, Klas Gjolmesli из Норвегии, Hannu Valtonen из Финляндии, ветераны во главе с Werner Horst из Германии, предоставившие не только часть материалов, выявленных ими в архивах, но и наиболее существенную литературу по теме. Без них эта книга едва ли состоялась бы.
Наряду с архивными источниками и материалами экспедиционных изысканий, авторы широко использовали литературу, главным образом, иностранную: справочники и энциклопедии по истории авиации в годы Второй мировой войны, а также специальные научные труды. Наиболее полезными в работе стали книги норвежских исследователей Hafsten B., Larstuvold U., Olsen B., Stenersen S. "FLYALARM" (Oslo, 1991), немецких авторов Girbig W. "JAGDGESCHWADER 5" (Stuttgart, 1976), Schwerdtfeger W., Selinger F. "WETTERFLIEGER IN DER ARKTIS, 1940 - 1944" (Stuttgart,1982), Nowarra H. J. "DIE DEUTSCHE LUFTRUSTUNG 1933 - 1945". 4 Bande. (1985\1988), английских - Galland A., Ries K., Ahnert R., "THE LUFTWAFFE AT WAR, 1939 - 1945" (London, 1972), финских исследователей Valtonen H. "LAPIN LENTO KONEENHYLYT" (Jyvaskyla, 1993) и Seppala H. "SUOMI HYOKKAAJANA" (Helsinki, 1984).
Задачи, поставленные перед собой авторами, определили структуру книги. В вводной статье приведены общие сведения о деятельности немецкой авиации и её потерях на Крайнем Севере. Территориальными границами "Крайнего Севера", применительно к истории авиации в годы Второй мировой войны, являются границы оперативных зон ВВС Северного флота, а также воздушных соединений Карельского фронта, действовавших на кандалакшском и мурманском направлениях, т. е. оперативных зон советских ВВС, противодействовавших 5-му воздушному флоту Германии.
Основную часть работы составили статьи по истории создания и применения отдельных типов самолетов, их участии в боевых действиях на Севере. К каждой из статей приложены краткие тактико-технические данные самолета и имеющиеся в распоряжении авторов сведения о потерях данных типов машин на Севере. Для удобства расположения материалов о сбитых самолетах информация об их принадлежности к соединению, части или эскадрилье заложена в принятой в Люфтваффе системе. Расшифровка аббревиатур приведена в конце книги. Во избежание ошибок в написании имен летчиков отдавалось, насколько возможно, предпочтение латинской транскрипции. Авторы смеют надеяться, что книга будет полезна специалистам-историкам, поисковикам, всем кто интересуется военной историей и историей авиации.

Источник: Люфтваффе под Полярной звездой : Потери ВВС Германии на Крайнем Севере / Р.И. Ларинцев, М.Н. Супрун ; Помор. междунар. пед. ун-т, 1996