а) Организация работы с военпредами в порту.
В Архангельском порту с самого начала импортных операций, были представлены в лице отдельных представителей и целых отделов псе управления НКО, НКВМФ и ВВС КА.
В 1941 году всеми представителями военной приемки руководил инженер-капитан 1 ранга т.Шинков. Нужно отметить, что несмотря на наличие большого количества, военпредов и объединявшего их начальника военной приемки вопросы организации работы военпредов и их бытовые условия, а также условия снабжения не были продуманы и подготовлены. Поэтому 1941 год был самым трудным в организационном смысле периодом не только для Внешторга, и порта, но и для военпредов.
После окончания навигации 1941 г. Начальник военмор приемки инженер-капитан 1 ранга тов.Шинков был отозван из Архангельска. Таким образом, начиная с 1942 года по 1945 год в Архангельском порту не было Начальника военной приемки. Поэтому представители военной приемки начали обращаться к Наркомвнешторгу, в частности к Уполномоченному Инженерного Управления за разрешением бытовых и продовольственных вопросов.
Благодаря совместным усилиям нам удалось в 1942 году получить через КЭЧ Архангельского гарнизона отдельные дома во всех трех портах и организовать общежития для военпредовского аппарата. Продовольственные вопросы разрешились прикреплением военпредов к различным частям А.В.О.
Отсутствие Начальника военной приемки обязывало меня как Уполномоченного Инженерного Управления по передаче импортного вооружения на месте обеспечить правильную приемку и отгрузку вооружения. Для выполнения этой задачи необходимо было вести учет военпредовского аппарата. В случае отсутствия представителей какой-либо приемки НКО или недостаточного количества военпредов какой-либо приемки приходилось обращаться на месте к командующему АВО с просьбой временно прикомандировать необходимое количество людей в помощь той или другой приемке или выделить людей для самостоятельной работы по приемке и отгрузке вооружения. Особенно часто приходилось требовать людей для помощи военным приемкам ГАУ, ПВО, ГУС КА, Метеослужбы КА.
Для того, чтобы лучше организовать наблюдение за работой и дисциплиной военпредов, портах созывались совещания, на которых присутствовали военпреды и представители Инженерного Управления НКВТ. Совещания проводил Уполномоченный ГОКО контр-адмирал И.Д.Папанин. Из среды военпредов были назначены старшие в каждом отдельном порту, через которых в дальнейшем проводилась вся работа среди представителей военной приемки.
Так как каждый год происходили изменения в составе военпредовского аппарата (менялись ст.военпреды и аппараты в целом), приходилось ежегодно устраивать по несколько совещаний со старшими военпредами и со всем составом военной приемки, на которых ставились вопросы не только о порядке приема груза, но и вопросы дисциплины и обращения с представителями иностранных государств.
Работа по передаче и приемке вооружения организовывалась следующим образом: перед приходом каравана я собирал старших представителей военной приемки для ознакомления их на основании предварительных данных с количеством прибывающих судов, их расстановкой, количеством грузов и их разнарядкой. На основании этого происходила расстановка людей. По прибытии каравана представителям военной приемки давалась копия разнарядки на передаваемое данной военной приемке вооружение по каждому отдельному пароходу. На основании полученной от нас разнарядки военпреды своевременно информировали свои Управления, следили за выходом своих грузов совместно с представителями Инженерного Управления, чтобы груз бережно складировался, а в случае повреждения тары или груза, давали заявку таможне на составление акта-извещения. По мере разгрузки пароходов военпреды производили отгрузку разнаряженного им груза по ж.д., согласно свои разнарядок через экспедицию порта.. По окончании разгрузки парохода подсчитывалось фактическое количество прибывшего груза согласно пароходных документов и составлялись приемо-сдаточные акты между представителями Инженерного Управления и представителями той или другой военной приемки. Если при сдаче груза были замечены дефекты, на которые составлялись акты-извещения таможни, то составлялись дефектные акты, которые прилагались к приемо-сдаточным актам.
Приемо-сдаточные акты составлялись в 5-ти экземплярах, два из которых давались военной приемке, два направлялись в Москву в Инженерное Управление и один оставался в делах Уполномоченного Инженерного Управления в Архангельске.

б) Состав военных приемок в отдельные периоды.
1) Военная приемка ГБТУ КА.
В 1941 году военная приемка ГВТУ КА возглавлялась военинженером 1 ранга т.Афониным. В состав военной приемки входил военинженер 3 ранга Ворошилов, военинженер 1 ранга т.Леонов и 17 человек офицерского состава.
В 1942 году состав приемки изменился за счет притока нового офицерского состава. Приемку возглавляли военинженер 2 ранга т.Морозов вместе со своим помощником военинженером 2 ранга т.Массалкиным. С мая 1942 г. до конца 1943 г. военная приемка ГТТУ КА состояла из 6 человек старшего офицерского состава и 43 человек среднего офицерского состава.
С конца 1943 года по 1945 год военная приемка ГРТУ КА состояла из 4-х человек старшего офицерского состава, 45 чел. среднего офицерского состава и 3-х человек вольнонаемных.
Личный состав военной приемки с вопросами техники приемки импортного бронетанкового вооружения и документального оформления последней не был знаком. Кроме того, большинство офицеров имели техническую подготовку только по отечественным танкам, а с импортными танками, в частности, с английскими и американскими, дела никогда не имели. Поэтому все вопросы приемки, обработки, отгрузки и транспортировки имущества пришлось изучать и совершенствовать на месте в процессе работы.
Многочисленный состав военной приемки ГРТУ КА объясняется тем, что в отличие от других приемок, военной приемке ГВТУ КА приходилось работать на принятых машинах непосредственно в портах. Отсутствие в портах достаточного количества средств механизации, буксирных средств и кранового хозяйства, которыми было бы возможно отводить танки от парохода к месту погрузки и производить погрузку, вынуждало заводить танки, отводить их своим ходом от пароходов и грузить на ж.д. платформы.
Заводка танков в зимних условиях Севера требовала от личного офицерского состава приемки хорошего знания танковой техники и правил их эксплуатации. Чтобы завести танк, требовалось не менее 3-х человек, которые в течение 1,5-2 часов могли произвести эту работу. Обработка танка заключалась в тон, что с него снималась верхняя оклейка, проверялось количество и качество топлива, смазка двигателя, затем прогревался двигатель и включался ход. Нередки были случаи, когда танки, расположенные на палубе парохода, прибывали покрытыми льдом. Лед имелся не только на поверхности, но и внутри танков. Тогда приходилось сколачивать его и отогревать при помощи паровозного пара. Нужно также учесть, что обработка танков нередко происходила при температуре -35°С.
В помощь личному составу военной приемки, для лучшего освоения импортных танков, Инженерное Управление устраивало несколько лекций, которые проводились английскими и американскими специалистами танковой техники.
В 1942 году с прибытием партии танков «Черчилль», был устроен ряд лекций по данному типу танков и сравнение танков «Черчилль» с другими типами английских танков. В том же 1942 году в Архангельский порт прибыла из Америки группа специалистов танковой техники в составе 6-ти человек, возглавляемая подполковником Греем. Был также устроен ряд бесед по вопросам изучения американских танков. Все лекции проводились на английском языке. Переводили инокорреспондентки Инж.Управления, которым пришлось немало поработать, чтобы быть в состоянии переводить указанные беседы.
При изучении импортных танков офицеры военной приемки пользовались инструкциями и книгами, приходившими вместе с машинами, причем все эти пособия были написаны на английском языке. Инокорреспонденты Инженерного Управления помогали военной приемке освоить указанные инструкции.
Нужно отдать должное и личному составу приемки, который сумел при помощи настойчивой и упорной работы над собой, освоить импортные машины в короткий срок. Большую роль в закреплении знаний сыграло командирование офицеров приемки летом 1943 и 1944 гг. на ремонтные заводы.
Работа представителей Военной приемки ГБТУ КА получила высокую оценку со стороны американцев, по ходатайству которых несколько офицеров приемки были награждены ценными подарками.
Всего за период с 1941 по 1945 гг. военной приемкой ГБТУ КА было принято:

Танков  3556 шт. 
Бронетранспортеров 346 шт. 
Вездеходов 330 шт. 
Самоходных установок  155 шт.
Тракторов  74 шт. 
Реммастерских  115 шт.
Автомашин  8722 шт. 
Разных запчастей  150.343 м.
Запчастей вооружения 4801 м.
Боеприпасов 295211 м.

 

2) Военная приемка НКВМФ.
В последних числах августа 1941 г. приказом Народного Комиссара ВМФ Союза ССР была учреждена военная приемка при Военном Совете Беломорской Военной Флотилии, функции которой заключались в приемке и отправке импортного морского вооружения.
В 1941 году приемка возглавлялась инженер-капитаном 1-го ранга т.Шинковым. В состав приемки входило три военпреда.
В 1942-43 гг. приемка, возглавляемая инженер-капитаном 2 ранга тов.Гастевым, насчитывала уже шесть военпредов.
В 1943-.44 гг. в состав приемки входило также шесть военпредов. Приемку возглавлял инженер-капитан 1 ранга т.Лысенко.
В 1944-45 гг. в состав приемки входило восемь военпредов. Приемку возглавлял инженер-подполковник т.Слюнин.
В противоположность другим приемкам НКО, приемка БВФ выполняла сложную разнарядку для значительного числа комитентов, расположенных от Таллинна до Владивостока, от Мурманска до Поти. Число комитентов колебалось в пределах 20-30 на каждый караван.
Помимо основного способа отправок по ж.д., приемка РВФ производила значительные отгрузки водой па баржах и транспортах.
В 1941 г. приемка РВФ производила также приемку и отправку грузов, поступивших в адреса Ст. Британского офицера и 151 авиационного крыла Королевских Воздушных Сил Англии.
В дальнейшем грузы, прибывавшие в адрес Ст. Британского офицера, отправлялись английскими представителями самостоятельно, но работа приемки БВФ усложнялась тем, что грузы НКВМФ и английские грузы имели одинаковую маркировку, особенно боезапас, и военпредам БВФ приходилось не только отбирать свой и английский груз, но и следить, чтобы при отгрузке не произошло путаницы.
Объем работы приемки БВФ с каждым годом возрастал в связи с увеличением импорта, для НКВМФ, а количество людей приемки почти не изменялось, поэтому приемка БВФ работала с большой перегрузкой.
Ввиду, отсутствия постоянного представителя Морского Отдела Инженерного Управления приемка БВФ оказала нам большую помощь при приемке импортных морских грузов.
За весь период работы военная приемка РВФ приняла от Инженерного Управления НКВТ 33.742 т различного морского вооружения.

3) Военная приемка ВВС КА.
Для приемки импортного авиационного имущества, прибывшего в СССР, была организована военная приемка ВВС КА.
В 1941 г. приемку представлял военинженер 2 ранга т.Базь, который во время разгрузки первых трех караванов работал один. Затем состав приемки пополнился военинженером 3 ранга т.Козловым и четырьмя военпредами.
В 1942 г. приемка состояла из восьми техников и начальника приемки военинженера 3 ранга т.Голубкова, который принял дела у военинженера 3 ранга т.Балашова.
В 1943 году состав приемки насчитывал десять человек. Начальником приемки оставался т.Голубков.
В навигацию 1943-44 гг. приемку возглавлял инженер-майор т.Зорин. В состав приемки входило 11 военпредов.
В навигацию 1944-45 гг. приемка состояла из 13 военпредов и начальника приемки инженер-майора т.Бурова.
Нужно отметить, что состав приемки ВВС КА был наиболее текучим. Часто менялись начальники приемки, что отражалось на работе, связанной с передачей и отгрузкой грузов из порта.
Объем работы приемки ВВС КА был всегда довольно большой, особенно в Архангельском порту, куда прибывало наибольшее количество английских пароходов, на которых в адрес ВВС КА приходило всегда не менее двух тысяч мест, оформленных очень плохими, запутанными документами. Только за шесть месяцев навигации 1943-44 гг. в адрес ВВС КА прибыло около 80.000 мест, которые были приняты и отправлены сравнительно малым числом военпредов.
За период 1941-45 гг. военная приемка ВРС КА, как и другие приемки НКО, проделала большую работу по приемке и отправке импортного авиаимущества. Для отправки самолетов Бастон-III своим ходом вблизи Молотовского порта зимой 1943 г. был временно построен аэродром, где под открытым небом в трудных зимних условиях севера собирались самолеты и перегонялись своим ходом к месту назначения.

4) Военная приемка ГАУ КА.
В отличие от других Управлений НКО, ГАУ КА никакой военной приемки в Архангельском порту не организовывало. В 1941 г. и в 1942 г. на все три Архангельских порта был один техник-приемщик мл. лейтенант т.Васильев.
В 1943 г. поступление импортного имущества для ГАУ КА значительно увеличилось, а так как не было военпредовского аппарата, то работа по приемке и отправке импортного вооружения была возложена на Начальника Артснабжения АВО подполковника т.Чекменева и его аппарат. В помощь ему были привлечены офицеры и сержанты из воинских частей и резервов. Это дало возможность частично улучшить работу по приемке и отправке имущества ГАУ КА на базы и действующим частям Красной Армии.
Работа по приемке импорта, возложенная на артснабжение АВО с прикомандированным офицерским и сержантским составом, не могла быть хорошей, так как люди были предоставлены самим себе, часто менялись, обеспеченность их была, крайне неудовлетворительной. Имели место недостачи, хищения груза как в портах, так и в пути следования, некомплектные отправки и т.д. Учет и отчетность были поставлены крайне неудовлетворительно.
В начале 1944 года для упорядочения приемки и отправки импортного имущества, ГАУ КА создало в портах базы приемки с постоянным штатом военпредов и штатом сопровождающих грузы.
В Архангельском порту была организована база № 3406 под руководством майора Хиниц. С организацией этой базы приемка и отправка импортных грузов ГАУ во многом улучшилась. Груз своевременно оформлялся приемо-сдаточными актами, почти без недостач, устранялись хищения имущества и некомплектная отправка.
Военпредовский аппарат работал четко, строго следил за выходом своих грузов, их складированием и сохранностью, использовал каждый свободный вагон и платформу, формировал эшелоны, проявляя при этом большую настойчивость и отправлял свои грузы по всем дистанциям одним из первых.

5) Военная приемка ГУС КА.
В 1941 г. в Архангельском порту не было представителя ГУС КА, так как грузы связи прибывали в очень незначительном количестве и отправлялись представителями Инженерного Отдела НКВТ.
В начале 1942 г., с увеличением поступления грузов связи, Главным Управлением Связи Красной Армии была организована в Архангельском порту военная приемка в составе четырех человек. Старшим военпредом был назначен военинженер 2 ранга т.Ивашкевич.
В 1943-44 гг. старшим по приемке ГУС КА работал техник-лейтенант т.Козлов с двумя военпредами.
В 1944-45 гг. в Архангельском порту от ГУС КА работали два военпреда, старшим из них был техник-лейтенант Полынкин.
В начале импортных операции, т.е. в 1941-42. гг.; преобладающими грузами связи были полевой телефонный кабель и телефоны. С каждым годом номенклатура грузов связи увеличивалась. Стали поступать различные приемо-передающие станции, телефонно-телеграфное оборудование и различная измерительная аппаратура. Следовательно, сложность работы по комплектации груза, приемке и отгрузке его возрастала, количество грузов увеличивалось, а военпредовский аппарат сокращался. Можно считать, что по приемке грузов связи на три района Архангельского порта регулярно работало 22 человека, которые, несмотря на больную загруженность, хорошо справлялись со своей работой.

6) Представители разных управлений.
От других Управлении НКО: ГВИУ КА, ГВХУ КА, Метеослужбы КА, в адрес которых приходили грузы, в Архангельском порту постоянных представителей не было. Были временные представители, которые приезжали на короткий срок. В большинстве случаев, отправка грузов организовывалась нами на месте через АВО.