а) Порт Бакарица
До войны порт Бакарица использовался в основном для перевалки легковесных грузов, не требующих сложной механизации, как, например: зерно, мука, различный строительный материал, промтовары, поступавшие в порт по ж.д. (железной дороге - Сост.) и отгружаемые из порта на мелких каботажных судах и барках в районы Архангельской области.
До начала импортных операций указанный выше порт состоял из 20 причалов общим протяжением причального фронта 1008 метров. Из них порт занимал под свои перевозки только 6 причалов, общим протяжением в 700 м., а остальные причалы находились в аренде у различных организаций.
1) Состояние причалов
Состояние причалов было настолько плохим, что большинство из них не допускало даже движения автомашин. Следовательно, состояние причалов не позволяло принимать импортный груз в большом количестве, а особенно тяжеловесы.
Ж.д. путь длиной 150-200 м имелся только на одном причале. Остальные пути протяжением * (* так в тексте - Сост.) 2137 м располагались в тылу порта.
2) Механизация порта
Подъемными механизмами порт почти не был оборудован. В порту работали: один паровой катучий портальный кран грузоподъемностью 8 т, один ж.д. кран грузоподъемностью 7,5 т и плавучий паровой кран с жесткой стрелой грузоподъемностью 50 т.
Мелкой механизации, как-то: транспортеров, аккумуляторных тележек не было. Основным видом транспорта был автогужевой. Количество машин не превышало 8-ми единиц.
3) Реконструкция порт-района
После начала импортных операций в 1941 г. были проведены срочные временные мероприятия по увеличению пропускной способности порт-района, а именно в октябре – ноябре 1941 г. были возвращены порту несколько причалов, что составило вместе с причалами порта площадь в 1700 п/м (погонных метра - Сост.). В то же время по существующему настилу причалов вдоль всего их фронта были проложены две колеи ж.д. пути и по шпалам закрыты новым сплошным настилом. Причем первый путь располагался на причалах в радиусе действия судовых стрел, что позволяло осуществлять вариант работ борт-вагон. Второй путь обслуживался ж.д. кранами. От судоремонтного завода Красная Кузница был передан порту 150-тонный плавучий кран, который производил съемку тяжеловесов с судов. Был расширен автопарк порта до 35 – 40 машин. были взяты в аренду у Сев. ж.д. четыре ж.д. крана грузоподъемностью в 6,0, 3,0 и 18,0 тонн.
В январе 1942 г. начались работы по капитальной реконструкции порт-района. Они имели целью увеличить несущую и пропускную способность причалов, приспособить их к установке портальных кранов, пропуску тяжеловесных ж.д. составов и ж.д. кранов и к переработке большого количества военных и генеральных грузов.
В трудных зимних условиях Севера порт, не приостанавливая обработок импортных грузов и используя перерывы между прибытием караванов, проделал большую работу по реконструкции порт-района.
Были заново построены причалы длиной в 1700 п/м с забивкой свай, проложены вновь две колеи ж.д. пути: вдоль всего причала и в тыловой части порта. Все тыловые склады, а также площадки были снабжены ж.д. и автомобильными подъездными путями.
Причалы протяжением в 815 м были оборудованы подкрановыми путями для портовых кранов. Стали работать два портовых крана, установленных на специальных ж.д. путях.
Кроме полученных в 1941 г. кранов, были дополнительно получены два гусеничных паровых крана грузоподъемностью 10 т. каждый, пять ж.д. катучих кранов грузоподъемностью 11,0 т каждый, четыре автокрана грузоподъемностью 5,3 т и арендован один ж.д. катучий кран грузоподъемностью 45,0 т.
Было построено вновь 77 тыс. кв. метров открытых складских площадок. Район был оборудован электросетью с тремя транформподстанциями, высоковольтной линией передачи, низковольтной кабельной сетью с колонками для питания кранов и осветительной воздушной сетью.
Глубины у причалов, позволяющие до начала импортных операций швартовку судов с осадкой 18 футов, были доведены до отметок, допускавших швартовку, к стенке причалов, судов с осадкой в 23 фута.
б) Молотовский порт
Молотовский порт возник в период открытия импортных операций и начал работать с января месяца 1942 года.
Порт состоял из трех отдельных причалов, один из которых находился в 4-х км от остальных.
1) Состояние причалов и их реконструкция
1-й причал первоначально предназначался для бункеровки вновь строящихся судов на заводе № 402 и приема угля для станции ТЭЦ.
2-й причал, небольшой по своему размеру, был рассчитан для приемки строительного материала.
3-й причал представлял из себя строительную перемычку для сооружения спусковой дорожки эленга завода № 402.
Причалы были временные, неустойчивые и не были рассчитаны для приемки тяжеловесных импортных грузов в большом количестве.
Протяженность трех причалов составляла 617 п.м. На каждый из них подходил ж.д. путь — одна колея.
В октябре 1942 г. был построен угольный пирс протяжением 36,0 п.м. с организацией при нем угольного склада площадью 10000 кв.м. На пирсе выстроен наклонный эстакадный ленточный транспортер для бункеровки судов.
В летний период 1942 г. была произведена реконструкция 2-х причалов первоначальной постройки и соединение их между собой. В результате этих работ получилась сплошная линия причального фронта общим протяжением 328 п.м. с 6 причалами.
По всем причалам были проложены ж.д. пути в две колеи, а также семь путей в тылу, в три тупика и к угольному пирсу. Всего было проложено 11,5 км ж.д. пути.
В 1942-43 гг. в Молотовском порту не было почти складских помещений и помещения для экспедиции. Не только работникам порта, но и работникам НКВТ приходилось работать большую часть дня в зимнее время и осеннее на улице.
В 1944 г. были построены 2 крытых склада площадью по 1008,0 кв.м. каждый, два навеса по 1008 кв.м., открытые складские площадки на уровне земли 24600 кв.м. и расширена площадь угольного склада до 17,2 т.кв.м.
Район снабжен электросетью с двумя трансформаторными подстанциями, низковольтной кабельной и осветительной сетью.
Было построено здание управления порта, диспетчерская, столовая, материальный склад, механические мастерские, столярная мастерская.
Глубины у причалов допускают швартовку к стенке судов с осадкой в 28 футов.
2) Механизация порта
Обработка грузов вначале производилась судовыми стрелами 15,0-т. портокраном, установленным на 1-ом причале, ж.д. кранами, арендованными у судостроительного завода №402 и сев. ж.д. (45 т, 6 т, 3 т) и плавкраном грузоподъемностью 40 т.
В июне 1942 г. из р-на Бакарица переведен в Молотовск 150-т плавкран для обработки тяжеловесов. В 1943 г. уложены подкрановые пути, на них были вновь смонтированы и установлены семь портальных кранов. Портом был получен из импорта один автокран грузоподъемностью 3-5 т, ж.д. кран грузоподъемностью 11,0 т и два гусеничных крана грузоподъемностью 3,5 т.
Преобладающим видом транспорта являлся автогужевой, количество машин доходило до 15 единиц различной грузоподъемности.
в) Порт Экономия
1) Состояние причалов и их реконструкция
До начала импортных операций, т.е. до 1941 г., порт Экономия являлся одним их главных районов лесоэкспорта. Вся территория находилась в ведении 5-й лесобиржи Северолеса. Имеющийся причальный фронт (9 причалов) протяжением 1069 метров, разделенный так называемой воронкой взрыва, за исключением 192 метров, был загружен балансами. Все причалы были в очень плохом состоянии и требовали капитально-восстановительного ремонта. Имелось 5 складов постройки 1940 г.
В начале войны, по постановлению ГОКО, была предусмотрена полная реконструкция этого района и подготовка его для приема импорта. В период с октября 1941 г. по февраль 1942 г. причалы были реконструированы и оборудованы подкрановыми, а также ж.д. путями.
У причалов были построены 5 складов, общей полезной площадью 5760 кв.м., две открытых повышенных площадки для тяжеловесов общей площадью 3660 кв.м. и 28604 кв.м. благоустроенных складских, площадок на уровне земли.
В порту была проложена водопроводная сеть длиной 13,13 км, кабельная и воздушная сеть энергопитания района. Были установлены 2 трансформаторных подстанции для питания электроэнергией портальных кранов и передвижных механизмов. На территории порта была построена сеть новых автодорог, общим протяжением 2100 м.
2) Механизация и транспорт порта
За период с февраля по октябрь 1942 г. были смонтированы и установлены на причалах 3 электрических портальных крана: грузоподъемностью 7,5 т с колеёй портала 10,5 м и 6,0 т с колеёй портала 6,5 м. За этот же период были смонтированы 2 стационарных мачтовых крана-деррика грузоподъемностью 35 т каждый.
Для работы на угольном складе и тыловых грузовых площадках использовался ж.д. катучий кран грузоподъемностью 6,0 т.
В 1943 г. был смонтирован и установлен портальный электрокран грузоподъемностью 15 т, с шириной колеи портала 11,0 м. Затем был получен автокран грузоподъемностью в 3 т.
За период 1942 – 43 гг. автобаза района пополнилась большим количеством машин и тракторов. Максимальное число машин и тракторов доходило до 25 и 26 штук.
Глубины у причалов допускают швартовку к стенке судов до 26 футов.
г) Рабсила порта
Работа по разгрузке и погрузке судов производилась инженерно-техническим персоналом порта - специальными рабочими батальонами и красноармейцами Архангельского военного округа.
Основные кадры порта были позваны в действующую армию, поэтому в начале импортных операций в порту ощущался большой недостаток в инженерно-техническом персонале, стивидорах, экспедиторах, складских работниках и грузчиках. Особенно остро ощущался недостаток в опытных стивидорах, т.к. только при наличии последних могла правильно вестись разгрузка и погрузка судов.
Работники нового набора, в особенности работники складских групп, были неопытны и малограмотны. Это приводило к частым ошибкам при подсчете грузов во время разгрузки пароходов и неправильному оформлению актов - извещений таможни и отгрузочных извещений.
Разгрузка пароходов производилась неопытными и непостоянными грузчиками, в результате чего в порту трудно было добиться правильного складирования грузов, а это вело к большим затруднениям при отгрузке и к потерям.
Неопытность грузчиков приводила к поломке тары и частичному повреждению грузов.
С течением времени работа порта приняла более организованный характер. Работники стали более квалифицированными, стало больше четкости в работе.
Большую помощь порту при разгрузке караванов оказывали красноармейцы Архангельского военного округа и краснофлотцы Беломорской Военной флотилии. Без помощи последних порт в напряженное время не смог бы вовремя разгрузить пароходы и произвести срочные отгрузки по ж.д. военных и промышленных материалов, необходимых фронту.