С первых дней войны немецкие военно-воздушные и военно-морские силы развернули борьбу с советским судоходством на Северном морском бассейне. Самолеты противника наносили удары по пунктам погрузки и выгрузки судов. На подходах к Кольскому заливу и горлу Белого моря находились позиции немецких подводных лодок. А начиная с 1942 года они стали проникать и в Карское море. Вражеские эсминцы совершали набеги на конвои и отдельные суда.
Для обеспечения безопасности плавания транспортных судов как в конвоях на внешних и внутренних коммуникациях, так и в одиночном плавании потребовалось по опыту прошлого, да и по опыту уже шедшей с 1939 года второй мировой войны вооружить и торговые суда. Согласно решения Государственного Комитета Обороны была проведена так называемая «военизация» судов транспортного флота. На этих судах, в основном заграничного плавания, устанавливалось определенное вооружение, и для его обслуживания направлялись команды военных моряков. Назначались из командного состава помощники капитана по военной части, которые возглавляли оборону судна. Они же учили торговых моряков владению оружием.
Вооружение транспортных судов началось в конце 1941 года. Оно происходило в основном в советских портах, но некоторые суда вооружались в портах союзников – Великобритании и США. На судах устанавливалось по одному-два орудия и несколько пулеметов. Учитывая общую нехватку оружия в начале войны, на торговые суда устанавливались орудия устаревших образцов, в том числе и периода первой мировой войны. В связи с применением противником магнитных мин транспортные суда оборудовались противомагнитной обмоткой (дегаузингом). Выдавались также винтовки, револьверы, ракетницы, дымовые шашки и т.д.
Подробную картину о вооружении транспортных судов, находящихся на северном морском бассейне, дает справка, составленная в Северном морском пароходстве, которому оперативно подчинялись все суда, находящиеся на Севере в 1942 году. [1] Согласно этой справке на 1 января 1943 г. было военизировано (сохраняется термин справки) 54 транспортных судна. Из них 28 судов Северного государственного морского пароходства (СГМП), 13 судов Мурманского (МГМП) и 13 судов Дальневосточного пароходства (ДВМП), пришедшие на Север в 1942 г. либо с запада в составе союзных конвоев, либо с востока Северным морским путем.
Из 28 судов СГМП – 5 было вооружено в Англии (п/х «Аркос», «А.Марти», «Буденный», «Эльна II» и «Революционер»), остальные вооружались в Архангельске. На этих судах размещались и военные команды: на 9 судах по одному военному моряку, на остальных от 6 до 10 человек. Орудиями было вооружено всего 14 судов. Они устанавливались по одному на судно и были разного типа: калибром 76 мм, 45 мм и трехдюймовые. Зенитные автоматы типа Эрликон были установлены только на пяти судах, вооруженных в Англии. Пулеметами вооружались все вышеперечисленные суда в количестве от одного (на десяти судах) до девяти-десяти пулеметов. Причем пулеметы были также разного калибра и типа (Мадсен, Гочкис, Марлин, Льюис, Томпсон и др.). Устанавливались также глубинные бомбы в количестве от 10 до 30 для борьбы с подводными лодками. Выдавались винтовки примерно по 10 единиц и по два-четыре револьвера. В качестве примера можно привести п/х «Революционер», на котором было установлено 76 мм орудие, три Эрликона и семь пулеметов. Радиорубка, рулевая рубка и палуба верхнего мостика прикрывались снаружи цементными щитами. Кроме военизированных судов пулеметы были установлены еще на восьми так называемых невоенизированных судах, где не было военных команд. Это в основном были грузовые суда каботажного плавания и пассажирские суда.
Мурманских судов было военизировано 13, на всех военные команды. Из них в Англии было вооружено 3 судна, в Мурманске – 4 и в Архангельске – 6. Орудия по одному были установлены только на шести судах.
Гораздо лучше были вооружены прибывшие на Север дальневосточные суда. К тому же это были в основном крупнотоннажные суда. В США были вооружены танкеры «Донбасс» и «Азербайджан». На них размещались довольно большие военные команды – по 15-16 моряков, по два трехдюймовых орудия и по 8 пулеметов. В США также были вооружены п/х «Тбилиси», «Белоруссия», «Урицкий», «Ванцетти», «Селенга» и т/х»Энгельс» и «Кузнец Лесов». В Англии вооружено три судна (п/х «Беломорканал», «Петровский» и «Комилес») и только п/х «Волга» вооружался во Владивостоке и Архангельске. На всех дальневосточниках были установлены орудия, а на танкерах и «Тбилиси», «Белоруссии» и «Энгельсе» даже по два орудия. На всех этих судах имелись команды военных моряков, а также от 2 до 10 пулеметов. На трех были установлены 20 мм автоматы.
В справку не были включены погибшие к этому времени на севере пароходы «Родина», «Сухона», «Щорс», «Крестьянин», «Ижора», ушедшие с бассейна на Дальний Восток («Старый большевик», «Архангельск», «Севзаплес» и др.), а также суда Архангельского Арктического пароходства (ледоколы и пр.).
Хорошо вооруженными оказались и полученные от союзников в 1943 году крупнотоннажные суда: п/х «Айронклэд», переименованный в «Марину Роскову» и в 1944 году два типа Либерти («Тбилиси» и «С.Киров») и два типа Эмпайр («Диксон» и «Архангельск»), названные так в честь погибших на Севере судов. На них было установлено по два орудия, по восемь 20-мм автоматов на Либерти и 6 на Эмпайрах, а также пулеметы. [2]
Не все суда сразу были вооружены должным образом. На первых порах естественно не хватало оружия. Так на п/х «Чернышевский» была даже установлена паровая пушка. [3] Поэтому в первые месяцы войны торговым морякам приходилось зачастую проявлять известную изобретательность и смекалку. Так в декабре 1941 года п/х «Декабрист», шедший в конвое PQ-6 в Мурманск, на подходе к Кольскому заливу в районе острова Кильдин был атакован двумя самолетами. В силу ряда обстоятельств «Декабрист» остался один, без охраны эскорта. На корме судна находилось только трехдюймовое орудие времен первой мировой войны. Находившиеся на борту в качестве пассажиров фронтовые летчики во главе с известным М.М.Громовым использовали оружие стоявших на палубе танков и отбили атаку. [4] Затем п/х «Халтурин», шедший в ноябре 1941 года в конвое в Англию и отставший от него больше для самоуспокоения, чем для устрашения возможного противника соорудил из бревен и досок макеты орудий. [5]
Установленное на торговых судах вооружение помогало морякам отбиваться от налетов вражеской авиации, а иногда и от подводных лодок противника, и даже сбивать вражеские самолеты. Так, в марте 1942 года артиллеристы п/х «Севзаплес» при подходе к Мурманску сбили юнкерс-88. Героический экипаж т/х «Старый большевик» в шестнадцатом конвое также подбил один самолет. Моряки танкера «Донбасс» в трагическом семнадцатом конвое отбили 13 атак с воздуха и сбили, по одним сведениям, два самолета противника, по другим, самолеты были повреждены. В восемнадцатом конвое в сентябре 1942 года зенитчики п/х «Петровский» и п/х «Тбилиси» сбили несколько самолетов. [6] В одиночном плавании в феврале 1943 года моряки п/х «А.Марти» успешно отразили все налеты авиации и сбили один самолет и повредили другой, за что шесть моряков во главе с капитаном были награждены орденами, а семь моряков медалями. [7]
Были случаи, когда решительность и смелость моряков заставляли отступать и сильного противника. Так, следовавший в одиночном плавании в начале 1943 года в Исландию п/х «Ванцетти» был обнаружен в районе острова Медвежий подводной лодкой противника, которая неудачно пыталась его торпедировать и неожиданно для себя была атакована огнем артиллеристов судна. Лодка U-553 была повреждена, погрузилась в море и считалась пропавшей без вести. [8]
Пытались давать отпор моряки и более сильным противникам. Так, в августе 1942 года в неравный бой с вражеским рейдером «Адмирал Шеер» вступил геороический экипаж ледокольного п/х «А.Сибиряков» Архангельского Арктического пароходства Главсевморпути, суда которого также были вооружены. В порту Диксон рейдеру наравне с другими дали отпор и моряки п/х «Революционер». [9] А шедший в одиночном рейсе в ноябре 1942 года вышеупомянутый экипаж танкера «Донбасс», обнаруженный немецкими эсминцами оказал врагу яростное сопротивление и был потоплен только после того, как кончились снаряды к последней исправной пушке[10].
Так вооружение судов торгового флота в годы войны позволяло им отражать атаки вражеской авиации, подводных лодок и тем самым уменьшить потери транспортного флота.
Список военизированных судов Северного бассейна на 1 января 1943 г.
(составлен по ГААО, ф. 367, оп. 11, д. 8, № 17, 18):
Автор: Красавцев Лев Борисович - кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права, зам. декана юридического факультета по учебной и научной работе
Источник: Северные конвои: исследования, воспоминания, документы / Поморский международный педагогический университет им. М.В. Ломоносова / сост. Супрун М.Н. – Архангельск : Правда Севера, 2000. – Выпуск 4. – 351 с.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. ГААО, ф. 367, оп. 11, д. 8, № 17,18.
2. Бережной С.С. Справочник. Флот СССР. Корабли и суда Ленд-лиза. СПб., 1994, сс. 285, 286, 330, 331, 337, 338, 340, 341.
3. ГААО, ф. 367, оп. 11, д. 8, л. 17.
4. Супрун М.Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1941-1945.- М., 1997, с. 48.
5. Кучепатов Ю.Н. Огненные мили. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1972, с. 41.
6. Кучепатов Ю.Н. Последний конвой из серии PQ. Северные конвои. Вып. 3, М., 2000, с. 32; Супрун М.Н. Указ.соч. с. 88, 118.
7. ГААО,ф. 367, оп. 18, д. 111, № 6.
8. Богданов Ю.П. Подвиг моряков «Ванцетти». Северные конвои: исследования, воспоминания, документы. Вып. 3, М., 2000, с. 141.
9. Супрун М.Н. Указ. соч. с. 159, 160.
10. Там же, с. 175, 176.