От составителя

С 29 августа по 2 сентября 2000 г. в Архангельске состоялась международная научная конференция «Война в Арктике, 1939-1945 гг». На ней присутствовало свыше 40 экспертов из 11 стран мира. Часть историков представила по 2-3 доклада. Многие исследователи, не найдя возможности приехать в Архангельск, прислали свои доклады. По окончании работы конференции выяснилось, что размеры книги с материалами форума превысили допустимые размеры. Поэтому после согласования с авторами было решено часть представленных ими дополнительных материалов опубликовать очередном выпуске сборника «Северные конвои…» И по форме и содержанию они органично дополнили формировавшийся «портфель» 4-го выпуска. Так родилась книга, которую, Вы держите в руках.
Основным спонсором книги стал Фонд Конрада Аденауэра при активном содействии Поморского научного фонда и Генеральных консульств Германии и США в Санкт-Петербурге. В этой связи составитель выражает глубокую признательность Генеральным консулам Германии господину Хансу-Йохану Шмидту, США - господину Полу Смиту, а также Директору Российско-германского информационного центра госпоже Марлис Салазар и вице-консулу США господину Томасу Лири за оказанную помощь в проведении конференции и издании ее материалов.
5 сентября 2000 г. Архангельск
Супрун М.Н.

Ленд-лиз и северные конвои: обзор историографии и источников

История Второй мировой войны показала пример беспрецедентного технико-экономического и военного сотрудничества стран-участниц Антигитлеровской коалиции. Угроза фашизма оказалось так велика, что отодвинула на второй план противоречия казалось бы антагонистических систем. Идеологические догмы уступили здравому смыслу, национальные интересы - интересам коалиции.
Общие цели в войне позволили государствам выработать и относительно единую стратегию, важное место в которой занимала экономическая взаимопомощь. В основе последней лежали принципы американского закона о сдаче в наем или аренду (закона о ленд-лизе). Задуманный поначалу как инструмент участия в войне без ведения боевых действий, данный закон после вступления в войну США трансформировался в концепцию «пула» (от англ. pool-резервуар). В созданный «резервуар» каждая из держав вносила все, что могла, и брала из него то, в чем особенно нуждалась. Даже некогда самые строго оберегаемые секреты стали открытыми и доступными для участников союза. Такого опыта межгосударственного сотрудничества история не знала.
Не знала история и масштабов взаимодействия вооруженных сил, в том числе армий и флотов, считавшихся потенциальными противниками. Между тем, совместные операции британского, американского, канадского, польского, норвежского, французского и советского флотов, британо-советские воздушные маневры, организованные в ходе проводки северных конвоев, носили уникальный характер.
Вышесказанное не означает, что во взаимодействии военных лет противоречия исчезли совершенно. Но уже само стремление строить отношения на основе диалога, согласия и толерантности, находить элементы интеграции, а не дифференциации являет собой пример важнейших принципов в решении межгосударственных проблем. Поэтому опыт сотрудничества государств в годы Второй мировой войны особенно ценен в наши дни.
Актуальность исследования истории ленд-лиза и путей доставки ленд-лизовских грузов определяется и сохраняющимися разногласиями по оплате этих поставок. Согласно достигнутой договоренности, до 1 июля 2001 г. России предстоит выплатить около 700 миллионов долларов за грузы, оставленные в СССР по окончании войны. Однако, как выясняется, причины этого долга носят даже ни экономико-юридический, а идеологический, то есть - исторический характер. Между тем как до сих пор в отечественной историографии нет ни одной специальной работы, посвященной проблеме ленд-лиза. Данное обстоятельство также вызывает необходимость комплексной разработки отечественными специалистами истории экономических отношений между союзниками и путей поставок ленд-лизовских грузов в СССР.

* * *

Исследование истории ленд-лиза и северных конвоев осуществлялось и осуществляется на стыке трех традиционных тем, с разной степенью интенсивности разрабатываемых в отечественной и зарубежной историографии:
- история боевых операций военных флотов и соединений,
- деятельность транспортников, их вклад в победу,
- история внешней политики и международных экономических отношений в годы Второй мировой войны.
Наиболее полно изученной среди них является история боевых действий военно-морских сил. Сразу после войны специальный отдел при Главном военно-морском штабе провел огромную работу по обобщению опыта войны на море. Результатом ее стало издание в 1946-1951 гг. (правда, под грифом «Секретно») многотомной «Хроники Великой Отечественной войны...» на флотах (1). Этот же отдел издал серию весьма ценных справочников, обобщающих данные о потерях боевых кораблей и судов, о структуре и командном составе флотов (2). В них содержится бесценный для исследователя материал, включая наиболее полные сведения об обеспечении безопасности конвоев советскими кораблями и самолетами. И хотя в этих работах немало фактических ошибок, эти издания стали основой для написания в последующие годы многочисленных диссертаций, обобщающих работ и монографий.
Несмотря на то, что «Хроники...» дают весьма полную и точную (порой до минуты) информацию о конвоях и деятельности союзных флотов по их прикрытию, авторы опубликованных сочинений явно сознательно замалчивают эту сторону операций в Арктике. Впрочем, если бы они и хотели сказать об этом, едва ль цензура позволила бы им сделать это: историческая реальность не соответствовала идеологическим установкам времени. Очевидно, по этой причине лишь в немногих обобщающих трудах и монографиях по истории флота, изданных до начала 80-х годов, в частности, в работах В.И.Ачкасова, Б.А.Вайнера, И.А.Козлова, Н.Ф.Ноги, Н.В.Павловича, В.С.Шломина, имеются специальные параграфы, посвященные истории арктических караванов (3). Но и то, что говорится в них о конвойных операциях относится, главным образом, к кораблям Северного флота. Между тем о Британском флоте, сыгравшем главную роль в проводке транспортов, равно как о флотах США, Норвегии или Франции, почти не упоминается. Даже специальные работы, посвященные иностранным флотам и обеспечению Северным флотом охраны караванов, либо обходят молчанием, либо значительно принижают роль союзных кораблей в этих операциях (4). Несомненно, названные, а также некоторые другие авторы, внесли определенный вклад в исследование проблемы. В первую очередь это относится к сочинениям А.В. Басова, А.Н. Замчакова, В.П. Пузырева (5). Однако недосказанность отнюдь не способствует поиску истины.
Важным толчком в работе над темой стало открытие в конце 80-х - начале 90-х годов многих недоступных ранее для исследователей архивных фондов. Был снят гриф секретности и с изданий Главного морского штаба ВМФ. На их основе и с привлечением аналогичных зарубежных изданий ряд исследователей опубликовал несколько полезных брошюр справочного характера (6). С 1991 г. исторический отдел Главного военно-морского архива приступил к сокращенному переизданию «Хроники ...», сначала в журнале «Морской сборник», а вскоре - отдельными книгами. Спустя несколько лет к изданию «Хроники…» приступили в Санкт-Петербурге (7). В те же годы известный историк флота Бережной С.С. опубликовал серию справочников о кораблях и судах СССР (8).
Еще одним существенным фактором, способствовашим изучению истории северных конвоев, стало расширение контактов российских исследователей с зарубежными коллегами и возможностей получения литературы из-за границы. Новые факты, неординарные подходы в исследовании, открывшиеся на страницах зарубежных изданий, позволяли взглянуть на военные события не только со стороны союзников, но и их противников. На издании переведенной или адаптированной литературы военной тематики в 1990-е годы даже возникло несколько частных издательств: настолько значительным оказался на нее спрос. Торопясь насытить рынок подобной продукцией, немногие издатели утруждали себя не только выверкой фактов, но даже исправлением явных ошибок, допущенных при переводе. Тем не менее появившиеся в эти годы книги, посвященные операциям иностранных и, в первую очередь германского флота, способствовали привлечению интереса к проблеме северных конвоев (9). В эти же годы было опубликовано ряд работ, посвященных воздушной войне на Севере (10).
Новые веяния в исторической науке совпали с подготовкой и празднованием 50-летнего юбилея прихода в Россию первого каравана союзников. В связи с этим событием в Архангельске в 1991 г. было издано две книги. Вслед за первым сборником «В конвоях и одиночных плаваниях» они положили начало периодическому изданию сборника исследований, воспоминаний и документов «Северные конвои...» (11).
Росту интереса к истории боевых действий на северном ТВД способствовали и международные конференции. Первая из них – «Союзные морские конвои на Севере 1941-1945 гг. в архивных документах Российской Федерации, Великобритании и США», - состоялась в Москве в феврале 1993 г. «Вестник архивиста» вскоре опубликовал основные доклады, прозвучавшие на конференции. Второй по счету научный форум состоялся в мае 1999 г. в Санкт-Петербурге. Спустя год в Архангельске прошла третья конференция, посвященная войне в Арктике. Несмотря на значительное количество докладов, отразивших повышенный интерес исследователей к теме, участники были единодушно во мнении: «боевые подвиги участников союзных морских конвоев военных лет... должным образом в исторической литературе не отражены» (12). С этим трудно не согласиться.
Развитие зарубежной историографии истории северных конвоев поначалу имело много общих черт с советским. Также как и в СССР-России основу ее изучения положила работа исторического отдела британского Министерства обороны. Собранный его сотрудниками материал был обобщен в 1954 г. в одном из изданий серии Battle Summery (N 22), которое, также как это происходило в России, долгие годы было засекречено (13). Подобно трудам российского исторического отдела ВМФ, это исследование стало основой для написания работ по истории конвоев. Одними из первых это сделали И. Кэмпбелл и Д. Поуп, издавшие в Лондоне в конце 1950-х годов свои популярные очерки об операциях в Арктике (14). В том же жанре были написаны в эти годы работы французского историка Ж. Блонда и датчанина Р. Стинсена (15).
Публикация документов, мемуаров, а также специальных работ таких известных историков, как Е. Грюнер, Ю. Майстер, Э. Зимке, В. Ломанн и Г. Хильдебранд, об участии в войне германских кораблей способствовала появлению серьезных монографических и справочных изданий, построенных на сопоставлении действий противоборствовавших флотов (16). Не случайным поэтому стало появление в начале 1960-х годов монографий С. Роскилла и Б. Счефилда, выдержавших несколько изданий и переведенных на иностранные языки (17). Включение в исследования новейших для того времени немецких материалов сделало эти работы существенным достижением в разработке истории конвойных операций на Севере.
Несмотря на большую работу, историки тогда еще не могли дать ответы на некоторые весьма важные вопросы, в частности, о влиянии большой политики на конвойные операции. Это попытался сделать Д. Ирвинг на примере PQ.17-го (18). Его гипотеза об едва ли не прямом указании самого премьера подставить конвой под удар германских сил пока до сих пор остается таковой. В то же время она совпадала с официальной советской идеологической установкой, а потому работа была не только переведена на русский язык, но данная версия была широко растиражирована в художественном изложении В. Пикуля.
Заметным явлением в изучении военно-морской истории и, в частности северных конвоев, в конце 1960-х годов стал выход «Хроники войны на море, 1939-1945 гг» немецких исследователей Ю. Ровера и Г. Хюммельхена. На сегодняшний день эта книга продолжает оставаться самым авторитетным сочинением по морской истории Второй мировой войны. Это в первую очередь относится к последнему, четвертому по счету изданию 1992 г., при подготовке которого авторами были привлечены и недавно рассекреченные советские документы (19).
Дальнейшее исследование истории войны на Севере характеризовалось углубленным изучением отдельных ее сторон: истории боевых действий авианосных (20), надводных (21) или подводных соединений (22), отдельных конвоев (23) и кораблей (24), в том числе военно-морских отрядов по их национальной принадлежности (25). Особое внимание было уделено изучению авиации (26).
Большую роль в сборе материалов и распространении знаний по истории войны на Севере играли и продолжают играть созданные в 1970-80-е годы клубы ветеранов северных конвоев, а также ассоциации, общества и клубы любителей флота и авиации, имеющие собственные периодические издания (27).
Новая волна интеграции достижений в изучении темы пришлась на начало 1990-х годов. В это время британские исследователи Б. Руегг и А. Хейг в серии, издаваемой Всемирным морским обществом, опубликовали краткий справочник по кораблям и судам-участникам операций в Арктике. Тогда же в Норвегии увидел свет капитальный труд по истории воздушной войны на Севере. Тщательно выверенные по европейским и американским источникам, эти книги, в то же время, имеют ряд неточностей, обусловленных отсутствием в распоряжении авторов российских материалов (28). Подобные неточности содержатся и в научно-популярной книге известного британского писателя-мариниста Р. Вудмана (29). Впрочем, ее достоинства - привлечение огромного количества неизвестных ранее воспоминаний участников конвоев, строгий подход к фактам - намного превосходят недостатки. Популяризации боевых действий в Арктике была призвана и богато иллюстрированная книга фотографа и исследователя из Имперского военного музея П. Кемпа (30).
История северных конвоев в России, таким образом, только начинается. Более основательно эта тема разработана за рубежом. Но отсутствие в трудах зарубежных исследователей российских источников серьезно обедняет эти работы. Очевидно, следующим этапом в развитии историографии темы следует ожидать комплексное исследование истории конвойных операций с привлечением еще более широкого круга источников, и прежде всего материалов из российских архивохранилищ.
Изучение истории транспортного флота в годы войны началось позднее и велось менее интенсивно, чем исследование истории военно-морского флота. Впрочем, при почти полной военизации торгового флота в те годы разделить эти две темы весьма сложно. О степени изученности истории торгового флота в военные годы в отечественной историографии можно судить по работам, главным образом, трех авторов: С.Ф. Эдлинского, М.И. Белова и Ю.Н. Кучепатова (31). Несколько специальных книг о подвиге моряков торгового флота во Второй мировой войне было издано также в США, Великобритании, Польше (32).
Что касается третьей темы - истории внешней политики и международных экономических отношений в годы войны, то ее разработка в отечественной историографии до недавнего времени осуществлялась несколько односторонне. Если общие вопросы союзнических отношений углубленно исследовались в коллективных, а также монографических трудах таких историков, как Ю.А. Борисов, Г.А. Деборин, И.Ф. Ивашин, В.Л. Исраэлян, Л.В. Поздеева, В.Я. Сиполс (33), то проблемы экономических связей союзников не получили должного освещения в отечественной историографии. До сих пор нет ни одной специальной работы по истории ленд-лизовских поставок в СССР. Поэтому вплоть до середины 1990х сохранялась неизменной оценка союзнической помощи, данная И.В. Сталиным и Н.А. Вознесенским. Суть ее заключается в следующем: помощь союзников несущественна (4% от общего промышленного производства СССР в годы войны), да и вооружение поставлялось несвоевременно и отнюдь не лучшего качества (34). И хотя в последующие годы в некоторых публикациях и отмечалось положительное значение помощи по ленд-лизу, подобные замечания не влияли на суть концепции (35).
Только в начале 1990-х годов в России появился ряд публикаций, оспаривающих основные ее положения. В первом выпуске «Северных конвоев...» автор предисловия указал на неправомочность вести подсчеты лишь по 1941-1943 гг. при несопоставимости курсов рубля и доллара, как это сделал Н.А. Вознесенский; на недопустимость оценивать задержку поставок без учета конкретно-исторической и стратегической ситуации. Да и обвинения в низком качестве поставляемой техники не выдерживают критики. То, что ввозилось в СССР, обычно выбиралось из зарубежного арсенала советскими военными специалистами (36). На эту сторону ленд-лиза обратили внимания историки А.С. Орлов и В.П. Кожанов (37). Важное значение и высокое качество морских и авиационных поставок по ленд-лизу подтвердили и публикации российских военных специалистов (38), а роль поставок продовольствия, занимавшего около 1/4 тоннажа, нашла отражение в одной из публикаций автора данной статьи. В пересчете на калории поставленного в СССР продовольствия хватило бы для полного содержания Красной Армии в течение всей войны (39). В эти же годы в отечественной периодике появилось несколько статей об иранском и тихоокеанском путях доставки, а также о роли ленд-лиза в контексте большой политики (40). Определенным обобщением исследуемой темы в отечественной историографии стала монография «Ленд-лиз и северные конвои», изданной в Москве в 1997 году (40а).
В отличие от советской историографии проблема ленд-лиза занимала более значительное место в зарубежной, в первую очередь американской и британской исторической науке. Сразу после войны правительство США опубликовало несколько отчетов о своей деятельности по оказанию в военные годы помощи зарубежным странам, включая СССР. Эти доклады легли в основу первых научных трудов по истории ленд-лиза. Среди них особого внимания заслуживают сочинения по проблемам глобальной стратегии и роли в ней экономической взаимопомощи (41), а также монография В. Моттера о поставках «персидским коридором» (42). Тогда же увидели свет и работы британского исследователя Д.Холла по истории ленд-лизовской помощи и ее значению для стран-рецепиентов (43). Все они отражали официальную точку зрения. Очевидно, другой в условиях «холодной войны» и сложных переговоров с Советским Союзом по ленд-лизовским долгам не могло и быть.
Появление в эти годы серии воспоминаний политических деятелей и дипломатов обусловили интерес зарубежных исследователей к дипломатической стороне экономической помощи. К этим проблемам обратились Р. Даусон, сосредоточивший внимание на политической предыстории принятия решения о помощи СССР (44). В 1970-е годы были опубликованы капитальные работы Д. Херринга и Л. Мартеля, обративших особое внимание на взаимосвязь ленд-лизовской помощи СССР и политических процессов, приведших в конечном счете к возникновению «холодной войны», защищено несколько докторских диссертаций (45).
Первую попытку проследить значение американской помощи для СССР предпринял Р. Джоунс, опубликовав в 1969 г. книгу «Дороги в Россию...». На огромном статистическом материале он не только выявил объем американской помощи, но и проанализировал роль отдельных видов поставок в войне СССР против фашистской Германии. Долгие годы эта работа оставалась самой авторитетной по проблеме поставок в Россию. В то же время Р. Джоунсу остались недоступными многие документы как американских, так и советских архивов. Между тем они значительно расходятся с данными, приведенными Р. Джоунсом в книге, а потому и выводы автора не всегда убедительны (46). Недостаточно убедительными по этой же причине выглядят и доказательства другого известного исследователя, А. Саттена, утверждающего, что на протяжении всей истории советская промышленность почти на 90% опиралась, если не на дореволюционные технологии, то на те из них, которые были заимствованы на Западе, а потому помощь враждебно настроенному в отношении Запада Советскому Союзу, в том числе и в годы войны, была для США «национальным самоубийством» (47). В целом к подобным выводам приходят в своих работах середины 1980-х годов другие американские историки: Р.Мантинг, опубликовавший в «Джорнал оф Контемпорари Хистори» весьма содержательную статью о роли ленд-лизовских поставок в СССР, и Г. ван Туилл, защитивший на эту тему докторскую диссертацию (48). Последний в 1989 г. опубликовал свою работу в виде монографии «Кормление Медведя...». Несмотря на претенциозность названия, автор в целом прав, утверждая, что в первые годы войны поставки имели в большей степени моральное значение. Лишь к концу войны они заняли важное место в военно-экономической структуре СССР. Однако Г. ван Туилл рассматривает поставки вне связи со стратегическими концепциями государств, положив в основу своей работы подсчеты оказанной СССР помощи. Подобная, весьма сложная методика предполагает выявление роли отдельных видов поставок как во фронтовых операциях, так и в функционировании хозяйственного механизма Советского Союза. Также, как и его предшественники автор не имел возможности сравнить имевшиеся у него материалы с советскими данными. Тем не менее эта работа американского историка стала еще одним серьезным достижением в разработке темы (49).
Общие работы по проблемам ленд-лиза во многом дополняют специальные исследования о роли отдельных видов поставок, в частности, авиационных (50). Нетрудно заметить, что в библиографии ленд-лиза основную роль занимают сочинения, относящиеся к американской помощи: США играли главную роль в концепции «пула». Однако немаловажной, особенно в начале войны, была и помощь Великобритании. И хотя историография британской помощи СССР более, чем скромна, она, тем не менее, представлена отдельными работами. Основной среди них является монография Д. Бомонта «Товарищи по оружию» (51). Еще более скромной остается историография канадских поставок в Россию (52).
Таким образом, изучение истории ленд-лиза и путей поставок стратегических грузов в России только начинается. Сочинения, увидевшие свет за рубежом, из-за недоступности российских материалов, как правило, приводят одностороннюю оценку ленд-лизовской помощи. До сих пор не исследованными остаются вопросы участия более чем 30 государств, вовлеченных в наполнение «пула» и в организацию поставок в СССР, не изучены многие вопросы международных экономических и политических отношений внутри коалиции. Недостаточная изученность истории этих отношений и истории северных конвоев обуславливает необходимость обращения непосредственно к источникам.

* * *

Источниковой основой для продолжения исследования могут послужить различные виды как опубликованных, так и неопубликованных материалов. Важную группу среди них составляют сравнительно более доступные опубликованные документы. Они включают наиболее ценные для изучения темы отчеты президентской администрации, и прежде всего доклады по ленд-лизу (53), документы, отражающие важнейшие акции руководителей государств (54), материалы международных конференций (55), протоколы о поставках (56). Репрезентативность данного вида источников, учитывая международный уровень разработки и применения, что уже предполагает широкие возможности сопоставления и аналитической обработки, весьма высока. Чего нельзя сказать о статистических сборниках, особенно советских. Причиной тому - последствия выхолащивания научных методов в госстатистике СССР в 30-е годы. Да и несопоставимость курсов рубля и иностранных валют - важнейших единиц исчисления валового производства, исключили возможность сравнения данных показателей. Более ценными стали сведения о натуральном производстве. Но и они потребовали дополнительной проверки по иным источникам, и прежде всего архивным (57).
Весьма ценные сведения о боевой деятельности кораблей Кригсмарине содержится в уникальном многотомном издании: «Журналы руководства военно-морскими операциями» (Kriegstagebuch der Seekriegsleitung). Публикация данной серии книг, начатая в 1988 г., далеко не окончена. Но уже увидевшие свет более 50 томов позволяют проследить, как осуществлялась реализация планов германского командования до конца 1943 г. на всех ТВД, в том числе в Арктике (58). Приходится сожалеть, что подобного рода изданий до сих пор нет ни в одной из стран-бывших участниц Антигитлеровской коалиции.
Значительно дополняет и конкретизирует общую картину исторических событий мемуарная литература. В ней по содержанию, в той или иной мере относящемуся к теме, можно выделить три основные группы. Первая включает воспоминания и переписку лидеров союзных государств Ф. Рузвельта, И. Сталина, Г. Трумэна, У. Черчилля - людей, от решения которых во многом зависели не только распределение поставок, отправка конвоев, но и судьба самой войны (59). Поэтому эти материалы представляют особую ценность. Порой отдельные высказывания и даже их тон позволяют проследить мотивацию принятия ответственных решений, нюансы политической интриги. Читая их, понимаешь, насколько велика роль личности в истории и как значительно она возрастает в экстремальных исторических ситуациях.
Вторая группа - мемуары высших государственных чиновников, обеспечивавших производство и доставку ленд-лизовских материалов. Это - воспоминания госсекретарей США К.Хэлла, Э. Стеттиниуса и их помощника Д. Ачесона (60), высших чиновников военных ведомств государств коалиции Г. Исмея, Н.Г. Кузнецова, У. Леги, С.М. Штеменко (61), министров и наркомов (62), послов и сотрудников дипломатических представительств (63). Наибольший интерес для нас в этой группе представляют воспоминания Э. Стеттиниуса и Д. Дина, поскольку первый был одним из создателей и руководителей управлений по ленд-лизу, второй - возглавлял американскую военную миссию в Москве и был ответственен за использование ленд-лизовских грузов в СССР. Воспоминания Э. Стеттиниуса, в той их части, которая касается поставок в СССР, переведены на русский язык (64).
Третью, наиболее значительную группу данного корпуса источников, составляют мемуары непосредственных участников боев в Арктике - адмиралов, полярных летчиков и моряков. Среди них записки командующего Северным флотом А.Г. Головко и его заместителя В.И. Платонова, уполномоченного ГКО И.Д. Папанина и командира британской эскадры Ф. Вайана, главнокомандующего Кригсмарине и командующего германскими подводными силами К.Деница (65). Но более всего воспоминаний оставили пилоты, моряки, диверсанты, технические специалисты (66). Массовому сбору воспоминаний ветеранов во многом способствовали специализировавшиеся на их публикации архивные отделы, издательства, редколлегии журналов и альманахов (67).
Мемуарные источники имеют большую научную ценность не только потому, что способствуют приращению знаний, но и позволяют передать скрытые за строкой официального документа детали и ощущения. Однако время стирает из памяти даты, детали, имена, да и восприятие одних и тех же событий у разных людей различное. Поэтому работа с данным источниковым комплексом предполагает привлечение дополнительных материалов, в частности, периодической печати, неопубликованных архивных и музейных документов.
Важным источником в разработке темы являются аналитические статьи, полемические заметки, очерки, опубликованные на страницах периодики 40-х годов: в британских газетах «The Times», «Daily Mail»; американской «The New York Times»; в советских – «Правда», «Известия», «Британский союзник», «Правда Севера». Ежемесячные обзоры войны на море публиковал в военные годы британский журнал «The Navy». Интереснейшие репортажи с бортов судов и кораблей часто помещались на страницах журналов «Огонек», «The Illustrated London News», «War Comes to America», «The English Historical Review», «Free World».
Основную же массу источников по истории ленд-лиза и северных конвоев составляют неопубликованные документы и материалы, отложившиеся в более, чем 25 отечественных и зарубежных архивах и музеях. Поиск документов облегчает созданная в странах коалиции в военные годы строгая пирамида управления отправкой и приемом ленд-лизовских грузов. В СССР во главе этой пирамиды находился высший и чрезвычайный орган власти Государственный Комитет Обороны (ГКО). Через его канцелярию проходили как наиболее важные документы, касающиеся заключения международных соглашений, так и менее значительные, например, разнарядки по распределению импортных грузов по предприятиям. Архив ГКО (Ф.644) и несколько связанных с ним фондов (Отдел внешней политики ЦК ВКП(б) - Ф.17, Политуправление Главсевморпути - Ф.475) сосредоточены в Российском центре хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ).
Значительную часть работы по подготовке документов для обсуждения на заседаниях ГКО, как известно, брал на себя Совет Народных Комиссаров и его секретариат, материалы которых отложились в фондах (N 687, 5446, 7021) Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ). Основной же пласт материалов, связанных с организацией поставок в СССР, оказался сосредоточенным в фондах В. Молотова (N 06) и референтур (по США, Великобритании, Канаде) Архива внешней политики Российской Федерации (АВП), а также в коллекции документов Наркомата внешней торговли (Ф.413) Российского государственного архива экономики (РГАЭ). Последний является главным хранителем документов по рассматриваемой теме. Именно Наркомат внешней торговли был основным рабочим органом по размещению заказов и приемке грузов по ленд-лизу. Он также по указанию ГКО распределял эти грузы по наркоматам и ведомствам. Дальнейшую же судьбу значительной части импортных грузов можно проследить по материалам отдельных наркоматов этого архива: авиационной (Ф.8044), автомобильной промышленности (Ф.8115), путей сообщения (Ф.1884) и т.д. В РГАЭ, в фонде Наркомата морского флота (Ф.8045) находятся и годовые отчеты о деятельности всех трех северных морских пароходств, основных портов и отдельных предприятий, их обслуживавших.
Что касается организации военно-морских операций по проводке конвоев, то основные материалы о них сосредоточены в фондах командования Северным флотом (Ф.767) и его авиацией (Ф.12) в Военно-морском архиве г.Гатчина (ЦВМА), а также его отделении в Москве (ОЦВМА). Детальные сведения о работе местных органов власти по обеспечению проводки северных караванов и обработке их грузов отложились в фондах архивов и музеев Архангельской и Мурманской областей.
Особую ценность для исследования применения боевой техники союзников представляют материалы Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО) в Подольске. По документам главных авиационного, бронетанкового, артиллерийского и других управлений Красной Армии, находящихся в этом архиве, можно весьма точно установить, на каких участках фронта и сколько единиц ленд-лизовской техники было использовано, как проявили себя в отдельных операциях американские и английские танки, пушки и самолеты, как шла модернизация техники в войсках.
Не менее жестко была организована пирамида управления поставками в Великобритании. Но в отличие от расположения материалов по истории ленд-лиза в советских архивах, большая часть британских документов находится в одном, центральном архивохранилище - Public Record Office (Kew). Здесь сосредоточен архив Кабинета министров (CAB.92), основных министерств и ведомств, в том числе: Министерства иностранных дел (FO.371), финансов (T.161), Адмиралтейства (ADM.199). Весьма важные материалы по истории северных конвоев отложились в фондах Исторического отдела Министерства обороны (HBMD) и личных коллекциях Кэмбриджского, Оксфордского, Эдинбургского и ряда других университетов Великобритании. Особый интерес для изучения темы, например, представляет коллекция месячных отчетов Старшего британского морского офицера в Северной России (SBNO), находящаяся в фонде Адмиралтейства PRO (ADM 199/1104). И хотя приведенная в текстах информация об операциях в Арктике крайне противоречива и требует от исследователя дополнительной проверки, специфика документа определяет особую ценность содержащихся в нем сведений о военно-политической ситуации и о деятельности британской миссии на Севере России.
Особый интерес представляют документы германской стороны. Часть материалов по истории войны в Арктике отложилась в Военном архиве Осло (Riksarkivet Kriugsja), в провинциальных норвежских архивах г. Буде, г. Тромсе, г. Альта. Но основная часть документов о деятельности на Севере германских ВВС и ВМС находится в Германии, главным образом, в военном архиве (Bundesarchiv-Militararchiv) во Фрайбурге.
Большая коллекция документов о ленд-лизовских поставках и об участии американских военно-морских сил северных конвоях находится в США: в Военно-морском (US Navy Archive) и Национальном (US National Archive) архивах, Историческом центре ВМС (Naval Historical Centre) и Библиотеке Конгресса США (Library of Congress). Здесь же сосредоточена огромная коллекция трофейных германских документов, позволяющих составить весьма точную хронологию действий Люфтваффе и Кригсмарине против арктических конвоев. Подробная информация о документах, отложившихся в этих архивохранилищах доступна на сайтах этих организаций и институтов (см. напр. www.nara.org; www.lc.org )
Таким образом, в течение второй половины минувшего века проделана большая и плодотворная работа по исследованию истории ленд-лиза и ленд-лизовских перевозок арктическим маршрутом. И если за рубежом историки вышли в буквальном смысле на уровень хронометрии исторических событий, то российские исследователи лишь приступают к изучению истории ленд-лиза и путей поставок грузов по этому биллю. Между тем обширная источниковая база открывает широкие перспективы для деятельности исследователей. Весьма основательно изучены материалы германских, американских, британских архивов. Но до сих пор остаются не известными документы фондов российских, канадских, французских, датских архивохранилищ. Значительная часть расхождений в работах историков обусловлена противоречивостью или недоступностью материалов национальных архивных собраний. Упразднить эти разногласия возможно лишь в сотрудничестве историков, архивистов, библиотекарей стран - участниц событий тех лет, стран, являющихся основными хранителями информации. Этому и призваны служить проекты, выработанные на совместных форумах и предполагающие издание совместных книг и журналов, создание Web-сайтов. В совместной работе - залог успешной разработки темы и снятие существующих разногласий.

Источник: Северные конвои: исследования, воспоминания, документы / Поморский международный педагогический университет им. М.В. Ломоносова / сост. Супрун М.Н. – Архангельск : Правда Севера, 2000. – Выпуск 4. – 351 с.

ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Выпуски 1-8. М.-Л., 1946-1951.
2. Справочник потерь военно-морского и торгового флотов Германии и ее союзников, понесенных от ВМФ СССР в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. М., 1957; Потери боевых кораблей и судов Военно-морского флота, транспортных, рыболовных и других судов СССР в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. М.,1959.
3. Вайнер Б.А. Северный флот в Великой Отечественной войне.М.,1964; Блокада и контрблокада. Борьба на океанско-морских сообщениях во Второй мировой войне // Боголепов В.П., Еремеев Л.М., Лебедев Е.Н. и др. М., 1967; Нога Н.Ф. Советское военно-морское искусство в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941-1945 гг. Л., 1969; Ачкасов В.И., Павлович Н.Б. Советское военно-морское искусство в Великой Отечественной войне.М., 1973; История второй мировой войны. ТТ.6-9. М., 1976-1979; Военно-Морской флот в Великой Отечественной войне.М.,1985.
4. Простаков А.Л. Противолодочная оборона торговых судов (по опыту иностранных флотов). М., 1960; Андреев В.И. Борьба на океанских и морских коммуникациях. (По опыту двух мировых войн). М.,1961; Еремеев Л.М., Шергин А.П. Подводные лодки иностранных флотов во Второй мировой войне.М.,1962; Нога Н.Ф. Северный флот в обеспечении внешних коммуникаций // Военно-исторический журнал. 1971. N11. С.22-29.
5. Басов А.В. Флот в Великой Отечественной войне, 1941-1945 гг. Опыт оперативно-стратегического применения. М.,1980; Пузырев В.П. Беломорская флотилия в Великой Отечественной войне. М.,1981; Замчаков А.Н. История военно-морского искусства: Советское военно-морское искусство в Великой Отечественной войне 1941-1945. Л., 1987.
6. Щипко Л.М. Защитники Карского моря: Хроника военных событий. Красноярск, 1985. Суда министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.: Справочник. М, 1989; Богатырев С.В., Ларинцев Р.И. Морская война в Заполярье, 1941-1944. Потери противника в заполярных водах (Зона ответственности СФ) в период Великой Отечественной войны. Справочник-хроника. Львов,1994; Платонов А.В. Советские боевые корабли. 1941-1945 гг. Справочник. Часть 3: Подводные лодки. СПтб, 1996; Бережной С.С. Корабли Отечества. Выпуск 1. Подводные лодки. Часть 2-я. (I-IXбис серии). М., 1997.
7. Великая Отечественная. День за днем: Из хроники боевых действий Военно-морского флота ...// Морской сборник. 1991-1995; Боевая летопись Военно-морского флота 1941-1942. М., 1992; Боевая летопись Военно-морского флота 1943. М., 1995. Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном театре с 22.06.41 по 31.12.41 гг. Выпуск 1. СПтб, Галея Принт, 1999; Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном театре с 01.01.42 по 30.06.42 гг. Выпуск 2. СПтб, Галея Принт, 1999; Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном театре с 01.07.42 по 31.12..42 гг. Выпуск 3. СПтб, Галея Принт, 2000.
8. Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928-1945: Справочник. М., 1988; Бережной С.С. Трофеи и репарации ВМФ СССР. Якутск, 1994. Бережной С.С. Флот СССР. Корабли и суда лендлиза. Справочник. С.Петербург, 1994.
9. См., напр., серию брошюр «Антология войны на море» (Выпуски 1-5), в том числе работы Грановского Е. и Морозова М. Германские эсминцы в бою. Действия эскадренных миноносцев ВМФ Германии в 1939-1945 гг. Ч.2 (М.,1995), а также Платонова А.В. и Апалькова Ю.В. ВМС Германии, 1939-1945 гг. Справочник. С.Птб, 1995.
10. Супрун М.Н. Война в небе Заполярья // Карелия, Заполярье и Финляндия в годы Второй мировой войны. Петрозаводск, 1994. С.19-20; ЛазаревА. Финская авиация: две войны в небе Карелии // Север. 1995. N 4-5.С.149-158; Ларинцев Р.И., Супрун М.Н. Люфтваффе под Полярной Звездой: Потери ВВС Германии на Крайнем Севере. Архангельск, 1996.
11. В конвоях и одиночных плаваниях. Сборник. Архангельск, 1985; Северные конвои: исследования, воспоминания, документы. Архангельск, 1991; Братство северных конвоев, 1941-1945: Сборник. Архангельск, 1991; Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы. Вып.2. М., 1994; Конвои: исследования, воспоминания, библиография, документы. Архангельск, 1995; Северные конвои: исследования воспоминания, документы. Вып.3. М., 2000. Барашков Ю.А. Арктические конвои в настроении Глена Миллера: Опыт коллективной памяти. Архангельск, 2000
12. Вестник архивиста. 1993.N 1(13). С.5. Материалы конференции см.: Вестник архивиста.1993.N 1(13); 2(14);3(15). Материалы второй конференции были опубликованы в Отчете Арктические союзные конвои, 1941-1945: Отчет о Первой (так в тексте - С.М. ) международной конференции Братства Северных конвоев. СПтб, 2000. Материалы конференции «Война в Арктике, 1939-1945 гг.» см. «Война в Арктике: Исследования, воспоминания, документы». Архангельск, 2001.
13. Historical Branch of Ministry of Defence. Battle Summery No 22. Arctic Convoys, 1941-1945. Historical Section. Admiralty.1954.
14. Campbell I., Macintyre D. The Kola Run. A Record of Arctic Convoys, 1941-1945. L., 1958; Pope D. 73 North. The Battle of the Barents Sea. L., 1959.
15. Blond G. Ordeal Below Zero: The Heroic Story of the Arctic Convoys in World War Two. L., 1956; Blond G. Kurs Murmansk. Die Schicksalsfahrten der Alliirten Eismeer Konvois. Oldenburg, 1957; Blond G. Convois vers l'U.R.S.S. Paris, 1966; Steensen R. Den Nordlige Sovej. Kobenhavn, 1957.
16. Groner E. Die Schiffe der Deutschen Kriegsmarine und Luftwaffe 1939-1945. Munchen, 1954; Lohmann W., Hildebrand H.H. Die deutschen Kriegsmarine 1939-1945. Bd.1-3. Bad Nauheim, 1956; Meister J. Der Seekrieg in den osteuropaischen Gewaassern, 1939-1945. Munchen, 1958; Ziemke E. The German Northern Theatre of Operations, 1940-1945. Washington, 1959.
17. Roskill S.W. The War at Sea 1939-1945. Vol.1-3. L., 1954-1961; Роскилл С.Война и флот. В трех томах. ТТ.1-3. М., 1967-1974; Schofield B.B. The Russian Convoys. L., 1964; Schofield B.B. The Arctic Convoys. L.,1977; Schofield B.B. Geleitzug Schlachten in der Holle des Nordmeeres. Munchen, 1983.
18. Irving D. The Distruction of Convoy PQ.17. L.,1968; Ирвинг Д. Разгром конвоя PQ.17. М.,1971.
19. Rohwer J., Hummelchen G. Chronik des Seekrieges 1939-1945. Stuttgart, 1968, 1972; Rohwer J., Hummelchen G. Chronology of the War at Sea 1939-1945. Naval History of the World War Two. L., 1974, 1992.
20. Brown D. The Seafire. L., 1973; Brown D. Carrier Operations in World War II. Vol.1: The Royal Navy. 2-nd ed. L., 1974; Brown D. Carrier Fighters, 1939-1945. L., 1975; Brown D. «Tirpitz»: the Floating Fortress. L., 1977; Brown D. Warship Losses of the World War Two. L.,1990.
21. Elliot P. Allied Escort Ships of World War II. A Complete Survey. L.,1977; Smith P.C., Dominy J.R. Cruisers in Action 1939-1945. L., 1981; Connell G.G. Arctic Destroyers (The 17th Flotilla). Kimber, 1982; Whitley M.J. Destroyer! German destroyers in World War II. L., 1983; Whitley M.J. German cruisers in World War II. L., 1985; Whitley M.J.. Destroyers of World War Two. L.-Sydney, 1988.
22. Rohwer J. Die U-Boot Erfolge der Achsenmachte,1939-1945. Munchen, 1968 (1984); Doerr M. Die Ritterkreuztraeger der U-Boot-Waffe. Bd.1-2. Osnabruck, 1988; Kurowski F. Krieg unter Wasser. U-boote auf den Sieben Meeren 1939-1945. Dusseldorf-Wien, 1979.
23. Irving D. Op.cit.; Smith P.C. Arctic Victory.The Story of Convoy PQ.18. L., 1975.
24. Lyon D.J. & H.J. World War II Warships. L.,1976; Pearce F. The Ship that Torpedoed Herself. L.,1975; Pearce F. Last Call for HMS «Edinburgh». A Story of the Russian Convoy. L., 1982; Рearce F. Running the Gauntlet. L., 1989; Whinton J. The Death of «Scharnhorst». L., 1984; Busch F.O. The Drama of the «Scharnhorst». Hale, 1991.
25. Carse R. A Cold Corner of Hell: The Story of the Murmansk Convoys 1941-1945.N.-Y.,1969; Mossige E. Storrederiet Nortraship-Handelsflten i Krig. Oslo, 1989.
26. Girbig W. Jagdeschwader 5 «Eismeerjager»: Eine Chronik aus Dokumenten und Berichten, 1941-1945. Stuttgart, 1976; Hummelchen G. Der deutschen Seeflieger 1935-1945. Munchen, 1976; Kurowski F. Seekrieg aus der Luft: Die Deutcscher Seeluftwaffe im Zweiten Weltkrieg. Herford, 1979; Lauch Fr. Der Lufttorpedo. Munchen, 1981; Schwerdtfeger W., Selinger F. Wetterflieger in der Arktis, 1940-1944. Stuttgart, 1982; Terraine J. The Right of the Line: The Royal Air Forces in the European War, 1939-1945. L., 1985; Kurowski F. Luftwaffe uber Rusland. Munchen, 1987; Schofield E., Nesbit R.C. Arctic Airmen: The RAF in Spitsbergen and North Russia in 1942. L., 1987; Golley J. Hurricanes over Murmansk. Flying with the RAF in the Northern Russia. Wellingborough,1987; The Rise and Fall of the German Air Force 1933-1945. 2-nd ed. L.,1987.
27. Наиболее известными являются два британских клуба: «Северная Россия», издающий журнал «The Northern Light» и «Русский конвой» с журналом «The Arctic Lookout», а также Всемирное морское общество (World Ship Society), издавшее серию справочников по кораблям: English J. The Hunts. L., 1987, English J. Amason to Ivanhoe. L.,1989; Hague A. The Towns. L., 1988; Surface Operations in Arctic Waters 1941-1945. L., 1992; Hague A. Sloops. L., 1993. В 1995 г. в Архангельске при Государственном северном морском музее также был создан клуб «Братство северных конвоев».
28. Ruegg B., Hague A. Convoys to Russia: Allied Convoys and Naval Surface Operations in Arctic Waters 1941-1945. L., 1992; Flyalarm: Luftkrigen over Norge, 1939-1945 / B.Hafsten, U.Larsstuvold, B.Olsen, S.Stenersen/. Oslo,1991.
29. Woodman R. The Arctic Convoys, 1941-1945. L., 1994.
30. Kemp P. The Russian Convoys (L., 1987); L., 1994.
31. Эдлинский С.Ф.Северный транспортный флот в Великой Отечественной войне Советского Союза, 1941-1945 гг. М.,1963; Белов М.И. Научное и хозяйственное освоение советского Севера, 1933-1945 гг.// История открытия и освоения Северного морского пути. Т.4. Л.,1969; Кучепатов Ю.Н.Огненные мили: Очерки истории транспортного флота северного морского бассейна в годы Великой Отечественной войны. Изд.3-е доп. и переработ. Архангельск, 1978.
32. U.S.Merchant Marine At War.N.Y.,1946; Roskill S.A Merchant Fleet in War. L.1962; Sawicki J.K. Podroze Polskich Statkow,1939-1945.Gdynia, 1989; Mossige E. Storrederiet Nortraship-Handelsflten i Krig. Oslo, 1989; Sawyer L., Mitchell W. The Liberty Ships. 2-nd ed. L., 1985; Edwards B. The Merchant Navy Goes to War. Hale,1990.
33. Деборин Г.А. Международные отношения в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг.М.-Л., 1948; Ивашин И.Ф. Международные отношения и внешняя политика СССР в период Второй мировой войны. М.,1954; Исраэлян В.Л. Антигитлеровская коалиция: Дипломатическое сотрудничество СССР, США и Англии в годы Второй мировой войны. М., 1964; его же. Дипломатия в годы войны, 1941-1945.М.,1985; Поздеева Л.В. Англо-американские отношения в годы Второй мировой войны,1941- 1945 гг.М.,1969; Лещенко Л.О. СССР и Канада в антигитлеровской коалиции. Киев,1973 (на укр.яз.); Борисов А.Ю. США и СССР. Союзники в годы войны,1941-1945.М.,1983; Сиполс В.Я. На пути к великой Победе: Советская дипломатия, 1941-1945 гг. М., 1985.
34. Вознесенский Н.А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. М.,1947. С.74; Петров П.С. Фактическая сторона помощи по ленд-лизу // Военно-исторический журнал. 1990. N6.
35. Морской сборник. 1976. N 6. С.28; Военно-исторический журнал. 1978. N 8. С.109; История социалистической экономики. Т.5. С.545-546.
36. Северные конвои... Архангельск, 1991. С.4.
37. Орлов А.С., Кожанов В.П. Ленд-лиз: взгляд через полвека// Новая и новейшая история. 1994. N 3.С.188,190-191.
38. Краснов В.Н. Ленд-лиз и развитие советского флота // Вопросы истории естествознания и техники. 1993. N 1. С.69-85; Шитиков Е.А., Краснов В.Н., Балабин В.В. Кораблестроение в СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 1995. С.251-270; Котельников В.Р. Авиационный ленд-лиз // Вопросы истории. 1991. N9-10. С.223-227; Лебедев И.П. «Кобры» летят к фронту. Авиационный ленд-лиз в годы Великой Отечественной войны. М.,1992; Небо без границ. Очерки, воспоминания. Красноярск, 1995; Ильин А. Самолеты союзников по ленд-лизу // Международная жизнь. 1995. N 7. С.95-102.
39. Супрун М.Н. Продовольственные поставки в СССР по ленд-лизу в годы Второй мировой войны // Отечественная история. 1996. N 3.
40. Куманев Г.А., Чузавков Л.М. СССР и Англия: военно-экономическое сотрудничество в годы Второй мировой войны//Новая и новейшая история. 1987. N2. С.26-40; Басов А.В., Гутенмахер Г.И. Персидский коридор // Военно-исторический журнал. 1991. N 1. С.25-33; Котляров А.Ю. Особое задание // История авиатрассы Аляска-Сибирь.1942-1945 гг.// США: экономика, политика, история. 1992. N9.С.28-34; Мальков В.Л. Ленд-лиз в контексте большой политики // Российская Федерация. 1994. N2.С.57-59.
40а. Супрун М.Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1941-1945 гг. М., 1997.
41. Leighton R.M., Coakley R.W. Global Logistics and Strategy, 1940-1943. Washington, 1955; Leighton R.M., Coakley R.W. Global Logistics and Strategy, 1943-1945. Wash.,1968; Matloff M., Snell E.M. Strategic Planning and Coalition Warfare, 1941-1942. Wash., 1953. McNeil W.H. America, Britain and Russia: Their Cooperation and Conflict. L.-N.Y.-Toronto, 1953.
42. Motter Vail T.H. The Persian Corridor and Aid to Russia. Wash.,1952.
43. Hall D.H. North American Supply. L.,1955; Hall D.H., Wrigley C.C., Scott J.D. Studies of Overseas Supply. L., 1956.
44. Dawson R.H. The Decision to Aid Russia, 1941: Foreign Policy and Domestic Politics. Chapell Hill, 1959.
45. Herring G.C. Aid to Russia, 1941-1946. Strategy, Diplomacy, the Origins of the Cold War. N.Y.-L., 1973; Martel L. Lend-Lease, Loans & the Coming of the Cold War: A Study of the Implementation of Foreign Policy. Colorado, 1979. См. также: Gardner J.F. The Lend-Lease Program of World War Two. Analysis and Appraisal. Submitted to the University of Pittsburg in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy (Major Subject: History). 1946. Clinton J.B. Lend-Lease: Foreign Policy Weapon in Politics and Diplomacy, 1941-1945. Submitted to the Univ. of Texas at Austin .... for the degree of DPh. 1974; Martel L.C. Lend-Lease, Loans and the Coming of the Cold War: A Study of the Implementation of Foreign Policy. Submitted to the Columbia Univ... for the degree of DPh. 1977.
46. Jones R.H. The Roads to Russia: United States Lend-Lease to the Soviet Union. Univ. of Oklahoma, 1969.
47. Sutton A. Western Technology and Soviet Economic Development, 1930 to 1945. 2-nd vol. of 3-volume series. Stanford,1971; Sutton A. National Suicide: Military Aid to the Soviet Union. N.Y., 1973.
48. Munting R. Lend-lease and Soviet War Effort //Journal of Contemporary History. Vol.19 (1984). Р.495-510; Tuyll H.P. van. Lend-Lease and the Great Patriotic War.1941-1945. Submitted to the Graduate College of Texas A & M Univ. in partial fulfillment of the requirements for the degree of PhD. 1986.
49. Tuyll H.P. van. Feeding the Bear. American Aid to the Soviet Union, 1941-1945. N.Y.- L., 1989.
50. Lukas R.C. Eagles East: The Army Airforce and the Soviet Union 1941-1945.Tallahassee, 1970; Mau H.J., Stapfer H.H. Unter Rotem Stern: Lend-Lease Flugzeuge fur die Sowjunion, 1941-1945. Berlin, 1991.
51. British Aid to Russia. N.York,1943; Beaumont J. Comrades in Arms: British Aid to Russia, 1941-1945. L.,1980.
52. Balawyder A. Canada in the Uneasy War Alliance // Canadian-Soviet Relations, 1939-1980. Ed. A.Balawyder.Oakville,1981.P.1-12.
53. Documents of American Foreign Relations. Vol. 1-28. N.-Y., 1939-1967. Vol.2-7 (July 1939 - June 1945). Edit. by L.M.Goodrich, M.J.Carroll, etc. Princeton Univ. Press, 1940-1947.
54. Ibid.; Foreign Office and the Kremlin: British Documents on Anglo-Soviet Relations, 1941-1945. Edited by G.Ross. L.- N.Y., etc.: Cambridge, 1984; Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. Документы и материалы. В трех томах. Т.1 (22 июня 1941 г.- 31 декабря 1943 г.) М., 1944.
55. Ibid.; Cоветский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Т.I-VI. Сборники документов. М., 1978-1984.
56. Soviet Supply Protocols. Wash., 1947; Советско-английские отношения во время Великой Отечественной войны 1941-1945. Документы и материалы в двух томах. М., 1983; Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны 1941-1945. Документы и материалы в двух томах. М.,1984.
57. Народное хозяйство СССР за 70 лет. М., 1987; Statistical Digest of the War. L., 1951.
58. Kriegstagebuch der Seekriegsleitung,1939-1945. Herford. Bd.1 (Aug.-Sept.1939) - Bd.48 (Aug.1943). Herford. 1988 - 1994.
59. Churchill W.S. The Second World War. Vol.I-IV. L.-Toronto-Sydney, 1951; Черчилль У. Вторая мировая война. В 3-х книгах (6-ти томах). Сокр. перевод с англ. М., 1991; Truman H.S. Memoires. Years of Decisions. Vol.I-II.-N.-York, 1955; Переписка председателя Совета министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Т.1-2. М., 1957; 2-е изд. М., 1989; Секретная переписка Рузвельта и Черчилля в период войны. М., 1995.
60. Hull C. The Memoirs of Cordell Hull. Vol.I-II. N.-Y.,1948; Stettinius E.R. Leand-Lease: Weapon for Victory. N.-Y., 1944; Acheson D.G. Present at the Creation: My Years At the State Department.N.-Y., 1969; Вторая мировая война в воспоминаниях Уинстона Черчилля, Шарля де Голля, Корделла Хэлла, Уильяма Леги, Дуайта Эйзенхауэра. М., 1990.
61. Leahy W.D. I was There. The Personal Story of the Chief of Staff to Presidents Roosevelt and Truman Based on Notes and Diaries Made at the Time. N.Y.- L.-Toronto,1950; Ismay H.L.The Memoirs of General Lord Ismay. N.-Y., 1960; Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. Кн.1-2.М.,1985; Кузнецов Н.Г. Накануне. Курсом к победе. М., 1991.
62. Микоян А.И. Военно-экономические вопросы на Московской конференции трех держав в 1941 г. // Военно-исторический журнал. 1978. N 9. С.62-69; Шахурин А.И. Крылья Победы. М., 1984.
63. Davies J.E. Mission to Moscow. N.Y., 1941; Davies J.E. Mission to Moscow. N.Y., 1943; Dean J.R. The Strange Alliance: The Story of Our Efforts at Wartime Co-operation with Russia. N.Y., 1947; Jordan G.R. From Major Jordan's Diaries. N.Y., 1952; Standley W.H. and Ageton A.A. Admiral Ambassador to Russia. Chicago, 1955; Tolley K. Caviar and Commissars: The Experience of a U.S. Naval Officer in Stalin's Russia. Annapolis, 1983; Майский И.М. Воспоминания советского посла. Война 1939-1943 гг. М., 1965; Майский И.М. Воспоминания советского дипломата, 1925 -1945 гг. 2-е изд. М.,1987; Новиков Н.В. Воспоминания дипломата. Записки 1938-1947. М., 1989; Громыко А.А. Памятное. Кн.1-2. 2-е изд. доп. М., 1990; Из дневника и писем посла Великобритании в СССР в 1941-1942 гг. Ст.Криппса (публ. Г.Городецкого) // Новая и новейшая история. 1991. N3.С.118-144; Бережков В.М. Как я стал переводчиком Сталина. М., 1993; Никитин Б.В. Катера пересекают океан. Л., 1980; Харламов И.М. Трудная миссия. М.,1983; Зорин Л.И. Особое задание. М., 1987; Лукашев В.К. Президент «Амторга» или ленд-лиз: как это было // Неман.1990. N 5. С.114-143; Лебедев И.П. «Кобры» летят к фронту...; Небо без границ. Очерки, воспоминания. Красноярск, 1995.
64. Северные конвои... Архангельск, 1991. С.49-62.
65. Головко А.Г. Вместе с флотом. Изд. 3-е. М., 1984; Головко М.А. Записки командующего Северным флотом: неопубликованные страницы // Вестник архивиста. N 1(13). 1993. С.75-77; Папанин И.Д. Лед и пламень. М., 1977; Платонов В.И. Записки адмирала. М., 1991; Vian Ph. Action This Day. A War Memoir. L., 1960; Doenitz K. Ten Years and Twenty Days. N.Y., 1959; Дениц К. Немецкие подводные лодки во второй мировой войне. М., 1964.
66. Griffith H. R.A.F. in Russia. L., 1942; Holmes R. Sky Spy. From Six Miles High to Hitler's Bunker. L., 1989; Stahl P.W.. Kampfflieger zwischen Eismeer und Sahara. Stuttgart, 1974; Сорокин З. Звезды на фюзеляже. М,1977; Минаков В.И. Торпедоносцы атакуют. Записки морского летчика. Л., 1988; Godfrey W. PQ.17. A story of a Ship. L., 1963; Lund P., Ludlam H. PQ.17 - Convoy to Hell. The Survivors' Story. N.Y.-L.-Toronto-Sydney, 1968; Broome J. The Convoy is to Scatter. L., 1972; Бабиков М.А. Война в Арктике. М.,1991; Бадигин К.С. На морских дорогах: Записки капитана. Изд. 2-е. М., 1982. Жуков Ю.Д. Конвои идут на Север // Север. 1990. N 1. С.129-142; Поляков Г.Г. В суровом Баренцевом. Мурманск, 1978; Северяне - Победе: Воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны. Архангельск, 1980.
67. Северные конвои... Вып.1-3. М.-Архангельск, 1991-2000; Northern Light. NN 1-12; The Arctic Lookout. NN 1-24.