Именно так называлась международная конференция, с успехом прошедшая в начале сентября в Архангельске, а точнее, на просторах Северной Двины на борту парохода «Николай Гоголь».
Причем парохода не в переносно-ироническом смысле, а самого натурального, колесного, с паровой машиной, 1911 года рождения. Совсем недавно, когда казалось, что пароход уже, обречен, спасли положение золотые руки корабелов завода «Звездочка». Да, именно того самого унитарного предприятия, где раньше без счета ремонтировали атомные подлодки, а теперь их режут, но уже на деньги «вероятного противника». (Из 17 разделаных единиц 5 оплачено США - прим.авт.). И вот, «Гоголь» возрожден и в состоянии принять на борт не просто полсотни праздных пассажиров, а целую конференцию. Разумеется, что мероприятие это не из дешевых. На сей раз главным спонсором стал петербургский филиал фонда Конрада Аденауэра. Германия всё чаще демонстрирует интерес к подобным событиям в России, а фонд Аденауэра специализируется на поддержке гуманитарных акций. Основным организатором научного форума стал ПГУ - Поморский государственный университет города Архангельска. Что касается состава участников конференции, то среди них было немало маститых ученых с мировым именем и ветеранов войны в Арктике. Помимо традиционных академических докладов встречались и весьма оригинальные. К примеру, американский профессор логистики Эмилио Ф. Риккио выступил с докладом, как будто далеким от тематики конференции. «О проблемах логистики в Атлантических конвоях» и роли мафии, в частности. Роль эта оказалась значительнее, чем можно было предположить. Опасаясь возможных актов саботажа со стороны многочисленных докеров итальянского происхождения, представители разведки ВМС США своевременно вспомнили о том, что профсоюзами руководит мафия. Крупнейший босс «коза ностры» Лаки (Счастливчик) Лучиано по счастливой случайности в ту пору находился в одной из ньюйоркских тюрем, отбывая тридцатилетний срок. К нему -то в персональную камеру и заявились доверенные лица флотской разведки. В обмен на гарантии освобождения по окончании войны, Лучиано обещал исключить саботаж и забастовки на весь её период. Надо ли говорить о том, что гангстер сдержал свое слово. Таким образом погрузка многочисленных судов, образовавших впоследствии знаменитые конвои, была застрахована от неприятностей.
А чего стоит телеграмма Гитлера, адресованная губернатору Барбадоса с предложением выступить единым фронтом. После победы в качестве приза последнему предлагалось ни много ни мало как распоряжаться Лондоном по своему усмотрению. Как показала история, у губернатора хватило мудрости на телеграмму не отвечать.
Но это скорее курьёзные моменты. В целом, повестка дня отвечала самым строгим критериям научного форума.
Конференцию открыл один из ее инициаторов - профессор Михаил Супрун докладом: «Арктика в стратегии великих держав в период Второй Мировой войны». В нем рассматривались геополитические аспекты войны, стратегические интересы наций и коалиций, а также военно-стратегические интересы отдельных государств. Главный принцип Антигитлеровской коалиции «сначала Германия» был провозглашен в начале 1941г. Приоритет европейского театра военных действий был бесспорен, в том числе и перед тихоокеанским. Для Германии же на протяжении всей войны важнейшим фронтом оставался Восточный. А поскольку её главным противником на море оставалась Британия, то основным морским фронтом была Северная Атлантика и Арктика, в частности. Глобальную стратегию союзники определяли на ежегодных встречах глав государств - участников коалиции. Стратегия «периферийной» войны, проводимой Британией, была направлена на сбережение людских и материальных ресурсов и предусматривала ведение военных действий посредством блокады, бомбардировок, ограниченных десантных операций и т.п. Это во многом объясняло затягивание открытия второго фронта в Европе. А значит, не могло не встречать раздражения Сталина и недопонимания Рузвельта - ярого сторонника «прямой» стратегии. Вплоть до 1943 г. наши союзники не исключали выхода СССР из войны, отчего в их планы входила задача «не допустить нацистов в наши северные порты и не дать им захватить корабли и суда».
До провала блицкрига немцы также рассматривали северный театр как второстепенный, но затем всё изменилось до наоборот. В начале 1942 г. Гитлер назвал северный регион «зоной судьбы». Прорыв в конце 1941 - начале 1942 г. германского флота в Норвегию заставил союзное командование значительно пересмотреть оценку скандинавского плацдарма и концепцию ведения войны в Арктике.
Сталин понимал, что в концепции «периферийной войны» ему отводится лишь роль поставщика «пушечного мяса», а между тем, по выражению посла И.Майского, он собирался складывать «британские и германские потери в одной колонке». С весны - лета 1942 г. отношения между союзниками заметно обострились, что вызвало отказ Сталина участвовать в конференции в Касабланке (январь 1943 г.).
Перенос высадки в Нормандии на 1944 г. стал подтверждением приоритета «периферийной» стратегии, зато роль арктических конвоев значительно выросла. Лишь на Квебекской конференции (август-сентябрь 1943 г.) стратегия «прямых действий» одержала верх, а операция «Оверлорд» (высадка в Нормандии) была окончательно утверждена. Только после этого Сталин дал согласие на участие в Тегеранской встрече лидеров. С победой стратегии «прямых действий» арктический ТВД превратился в один из главных очагов борьбы с нацизмом. Стоит ли говорить, что с началом «холодной войны» военно-стратегическая роль Арктики выросла ещё больше.
Из пленарных докладов хотелось бы отметить выступление молодого шведского историка Ларса Гюлленхааля, посвященное роли Швеции в период Второй Мировой.
Вплоть до августа 1943 г. нейтральная Швеция являлась, по своей сути, прямым союзником Германии. Через её территорию непрерывным потоком следовали воинские эшелоны, существовало несколько опорных перевалочных пунктов, а поставки сырья и промышленной продукции мощной шведской индустрии значительно укрепляли военный потенциал Германии. Помимо этого, со времен «зимней войны», оказывалась широкомасштабная помощь Финляндии. Перелом в общественном и политическом сознании произошел только после Сталинградской битвы. Предвидя близкую развязку, шведы сначала ограничили масштабы германских военных и транспортных перевозок, а затем предоставили американцам авиабазу Каллакс в районе Лулео (порт в северной Швеции на берегу Ботнического залива). Это сыграло определенную роль в успехе нашей Петсамо-Киркенесской операции.
Примечательно, что в районе Лулео стараниями военного атташе генерала Бруно фон Утманна ещё с лета 1940-го была создана крупная база снабжения германских войск. Поначалу шведское правительство разрешило передвижение воинских эшелонов без оружия, а затем и вовсе закрыло глаза на содержимое поездов.
К примеру, высадившийся в гавани Лулео 4 октября 1940 г. моторизованный батальон СС «Киркенес» в составе 1000 человек со всем снаряжением отправился для оккупации норвежской провинции Финмарк.
В июне 1941-го через Боден и Хаппаранду в Финляндию проследовала 163 пехотная дивизия Вермахта с полной выкладкой. Быстрая, а главное безопасная переброска позволила дивизии с ходу принять участие в наступлении на мурманском направлении. Важность гавани Лулео для немцев в период подготовки Германии к операции «Барбаросса» хочется отметить особо. Ежедневной нормой отправки грузов в направлении финской границы было два эшелона. Процесс погрузки-отправки обеспечивался пятью шведскими таможенниками и дюжиной полицейских, а также автоколонной в составе почти 200 грузовиков. Шведы работали на совесть и уже в 1942 году многие были награждены германским командованием медалью «За военные заслуги». Награды незамедлительно вручались отличившимся из рук германского консула в Лулео Карла Вейлера. Всего же шведы пропустили за годы войны (соглашение о транзите было отменено в августе 1943 г.), только по своим железным дорогам, более 2 миллионов германских солдат. Войсковые транспорты фашистской Германии в территориальных водах Швеции прикрывались кораблями её ВМС. Самолеты Люфтваффе, в том числе вооруженные, регулярно перелетали над территорией Швеции. А время от времени им разрешалось совершать посадку даже на сверхсекретном аэродроме города-крепости Боден. Наконец, огромное количество разборных казарм было закуплено германским посольством в Стокгольме.
Это значительно помогло немцам, стоявшим на северных участках Восточного фронта, перенести суровую зиму 1941-1942 г.г. Что характерно, детали были перевезены на грузовиках поныне здравствующей шведской транспортной компании ASG. Итак, именно Сталинград стал отправной точкой в смене ориентации для правительства Швеции и «союзный» период пришел на смену «германскому».
Германское участие в конференции оказалось также весьма интересным. Профессор Франц Зелингер, в годы войны - ведущий инженер компаний «Сименс» и «Дорнье», был участником разработки первых авиационных противокорабельных ракет «Хеншель 293». Помимо нескольких союзных кораблей в Бискайском заливе, ими был потоплен итальянский линкор «Рома», как только бывший союзник решил покинуть коалицию стран «оси». Завершив свою инженерную карьеру, г-н Зелингер посвятил себя изучению боевых действий в Арктике. Его доклад был посвящен германским метеостанциям в полярной зоне. Их сеть была на редкость широка. Они работали на островах Ян-Майен и Надежды, на Новой Земле (м. Желания), Земле Франца-Иосифа, и даже на полуострове Лабрадор. Канадцы до конца шестидесятых не могли поверить в существование последней, пока профессор Зелингер не удосужился продемонстрировать её лично. Станция оказалась в прекрасном состоянии, даже батарейки продолжали хранить какой-то заряд. Метеостанция на острове Александра в архипелаге ЗФИ, как называют наши полярники Землю Франца Иосифа, выглядела также неплохо. Причём настолько, что изначально даже возникла идея использовать её в собственных целях по прямому назначению. Немцы работали здесь почти полтора года до лета 1944-го. Персонал станции был эвакуирован после того, как 8 из 10 человек заболели трихинозом, отведав случайной медвежатины. Парочка белых медведей подорвалась на минном поле, которым немцы окружили станцию. Вынужденные питаться консервами, они смело набросились на свежатину и...поплатились. Франц Зелингер принимал непосредственное участие в эпопее эвакуации. «Хейнкель-111», отправленный на помощь полярникам, должен был выбросить с парашютом врача. Однако последний наотрез отказался прыгать (хваленая германская дисциплина!), и пилот был вынужден совершить посадку, сломав при этом стойку шасси. На подмогу вылетел гигант «Бломм унд Фосс 222», доставивший новую стойку и кучу досок для изготовления импровизированной взлетной полосы. Через неделю «хейнкель» благополучно взлетел вместе со всем персоналом, спасателями, строптивым врачом и будущим профессором Зелингером, успевшим полюбить Арктику на всю оставшуюся жизнь...Так или иначе, германская метеослужба в полярном регионе работала отменно вплоть до той поры, когда надобность в прогнозах не отпала в силу известных обстоятельств.
В завершающий день конференции, уже на берегу, в Архангельске состоялась презентация документального фильма «Кровавая дорога» шведского режиссера Гуниллы Брески о судьбе советских военнопленных в Норвегии. Пронзительный взгляд изможденного лица с фотографии буквально заставил, по её словам, начать поиск. Оказалось, что за судьбой одного человека скрывается более 100.000 судеб...
По окончании войны только через Швецию свыше 25000 советских военнопленных возвратилось на родину. Тысячи из них, совершив побег из лагерей в Норвегии, укрывались на шведской территории. Несколько тысяч прибыло из Норвегии в Мурманск на борту союзных транспортов. А кто и когда сосчитает тех, кто, не вынеся голода и лишений, пал на чужбине и был погребен в безымянной могиле? Известно, что после избавления от фашистской неволи, многие из наших соотечественников попали... прямиком в сталинские лагеря... Пронизанный духом трагизма, фильм исполнен теплоты и искреннего сострадания к их нелегкой судьбе.
- «Страна в разрухе, Родина ждет вас...» - твердили советские эмиссары, появившиеся в лагерях после бегства немцев...
- «Ну что, изменники, теперь поговорим» - а такой фразой встретила долгожданная Родина чудом уцелевших узников...
Более четырех лет автор работала с нашими ветеранами, живыми свидетелями и архивными материалами. Итог - заслуженная «Пальмовая ветвь» на кинофестивале и зрители, задетые за живое, независимо от их национальной принадлежности...
Конференция получилась в равной степени представительной и по-настоящему научной, без ложного пафоса и политических деклараций. Отдельной благодарности заслуживают организаторы конференции, которым удалось придать конференции особый поморский привкус. Невозможно в коротком материале рассказать обо всех докладах, да такой задачи, собственно, и не стоит. Полный отчет о конференции в скором времени выйдет в издательстве ПГУ. А на вопрос относительно зависимости акцентов в выводах конференции от финансового и непосредственного участия германской стороны в её работе, можно ответить: «Отнюдь». Именно в выступлениях немецких участников постоянно звучал тезис о том, что главным фронтом для Германии на протяжении всей войны был Восточный, что исключало довольно распространенную, особенно в последнее время, спекуляцию. Дескать, русские всего лишь в меру сил и способностей, помогали союзникам победить Германию, а затем Японию. Похоже, что мнение бывшего врага просто необходимо для обретения исторической истины в научных спорах с бывшими союзниками. А победа была наша, общая»...
В грядущем 2001 году хочется выделить особый юбилей. 60 лет первому союзному конвою PQ.0, известному также как «Дервиш». Видимо он станет последним юбилеем для оставшихся в живых участников полярных конвоев. Ведь им уже за 80! Странами антигитлеровской коалиции планируется сформировать юбилейный символический конвой, который проследует по маршруту конвоев военной поры. Из Северной Британии в Мурманск и Архангельск. На борту одного из судов «конвоя» планируется провести очередную конференцию, посвященную войне в Арктике. А в планах Мариинского театра значится постановка балета известного канадского композитора Билла Коулмена «Конвой PQ.17». Будем надеяться, что всем этим планам этим суждено сбыться.

Автор: капитан 1 ранга Сергей Апрелев, Вице-президент общественной организации «ПОЛЯРНЫЙ КОНВОЙ» - Санкт-Петербург