Лузин Д.Ю. «К-21» против «Тирпица»: от новых материалов к новой идее

После провала «Блицкрига» и открытия северного маршрута межсоюзнических поставок Гитлер пересмотрел свое отношение к арктическому ТВД. До весны 1942 г., он был уверен в надежности этого направления. Но уже в декабре 1941 г. фюрер заявляет, что «всякий корабль, действующий не у берегов Норвегии, воюет не там, где положено». В «частной беседе» в начале 1942 г. фюрер называет северный регион «зоной судьбы» [1]. В результате, все самые крупные корабли, подводные и воздушные флотилии были сконцентрированы в Норвегии, Военно-морские силы и авиация Германии, развернутые здесь, с лета 1942 г. распространили свою деятельность на Карское море вплоть до пролива Вилькицкого и северной оконечности Новой Земли. Сюда же были направлены подводные лодки, «карманные линкоры» и самолеты Люфтваффе. Не случайно поэтому и появление в Арктических водах самого крупного германского корабля - линкора «Тирпиц». Последний стал главной мишенью союзников в борьбе за инициативу на море.
26 июня 1942 г. из Хваль-фиорда (Исландия) в направлении Мурманска и Архангельска отправляется конвой «PQ-17» в составе 36 транспортов и трех спасательных судов. На первый взгляд, это был обычный полярный конвой: в его эскорт входили 6 эсминцев, 4 корвета, 2 подводные лодки, 2 корабля ПВО и 7 тральщиков, словом все, что необходимо для защиты от самолетов и подводных лодок противника. Южнее конвоя двигался отряд кораблей ближнего прикрытия в составе 4 крейсеров и 3 эскадренных миноносцев. Но вряд ли этих сил было достаточно для защиты конвоя в случае нападения на него «Тирпица» и англичане об этом знали. Переход конвоя также обеспечивали 9 английских и 4 советские подводные лодки, развернутые на выходах из баз Северной Норвегии [2].
Необычным было то, что конвой следовал не по обычному маршруту. Он двигался гораздо ближе к берегу (а, значит, к «Тирпицу»), явно желая быть замеченным. Весьма примечательным было также то, что на достаточно большом расстоянии от конвоя (северо-западнее, вне поля зрения немецких самолетов и подводных лодок) двигалась мощная эскадра из двух линкоров, авианосца, двух крейсеров и 12 (у некоторых исследователей – 14) эсминцев [3].
Немецкое командование знало об этом конвое и подготовило операцию по его разгрому, названную «Россельшпрунг» («Ход конем»). На ее проведение было выделено 264 самолета, в том числе 133 бомбардировщика и 57 торпедоносцев. В море было развернуто 11 германских подводных лодок, а в Тронхейме и Нарвике в полной боевой готовности находились две группы надводных кораблей, в составе которых находился и линкор «Тирпиц» [4]. Утверждая этот план, Гитлер приказал не подвергать «большие корабли» серьезной опасности. Кроме того, «Тирпиц» и надводные корабли после главного удара по конвою должны были срочно вернуться на базу, предоставив авиации и субмаринам завершить разгром каравана.
«Тирпиц» выходит из базы (вопреки запрету Гитлера посылать линкор в бой без его личного распоряжения, поскольку адмирал Шнивинд был уверен в успехе операции и в безопасности линкора) во главе эскадры, идущей на перехват конвоя «PQ-17». С 1 по 4 июля по конвою «PQ-17» нанесла удары немецкая авиация (она лишь повредила четыре транспорта), а подводные лодки атаковали (причем – безуспешно!) торпедами суда каравана [5]. Атак субмарин было явно недостаточно для уничтожения конвоев и последующие военные действия в Арктике это подтвердили. То, что происходило дальше, в исторической науке трактовалось преимущественно в двух версиях: 1) узнав о приближении «Тирпица», корабли сопровождения конвоя оставили охраняемые транспорты и танкеры и бежали. Но оказалось, что они «бежали» навстречу немецкой эскадре. Следовательно, эта версия, нашедшая свое отражение даже в художественной литературе [6], сомнительна. 2) В 22 часа 30 минут 4 июля, получив сведения о выходе немецкой эскадры во главе с «Тирпицом», британское Адмиралтейство отозвало свои корабли на соединение с отрядом, в составе которого был авианосец [7]. Но военные корабли конвоя двинулись навстречу «Тирпицу». Эскадра, шедшая северо-западнее, повернула туда же. Скорее всего, они собирались отрезать немецкой эскадре путь к отступлению. Конвой, вопреки утверждению некоторых отечественных историков [8], не был предоставлен самому себе: для его охраны оставались корветы ПВО и ПЛО. Но большие потери конвоя были вызваны тем, что его почему-то рассредоточили, хотя еще в Первую мировую войну было выяснено, что одиночные суда легко подвергаются нападению подводных лодок. (Возможно, рассредоточение конвоя также было тактической уловкой англичан.) Только когда конвой рассредоточили, отдельные корабли подверглись атакам немецкие субмарин и авиации.
Примечателен тот факт, что на пути «Тирпица» находилась английская подводная лодка, но она не атаковала немецкую эскадру. Объяснение, данное писателем В. Пикулем в романе «Реквием каравану «PQ-17» о том, что «по традициям британского флота «атака – частное дело командира» [9], малоубедительно. Логичнее предположить, что командир субмарины не отдавал приказа об атаке, зная, что уничтожить огромный корабль, идущий противолодочным зигзагом, он не сможет. (Из шести выпущенных торпед в цель могли попасть максимум две, а для потопления «Тирпица» это было недостаточно). Вполне возможно также, что командир английской подлодки также имел распоряжение свыше не атаковать немецкую эскадру, ограничившись лишь наблюдением за ней. Субмарина пропускает цель, сообщая своему штабу координаты немецкой эскадры, ее курс и время встречи.
Уже 28 июня на пути у немецкой эскадры оказывается советская подводная лодка «К-21». Командир субмарины отдает приказ о торпедной атаке. Но линкор двигался противолодочным зигзагом на скорости, намного превосходящей скорость лодки. Поэтому атаковать ее было возможно лишь четырьмя кормовыми торпедными аппаратами. Возможно, что из четырех выпущенных торпед в «Тирпиц» не попала ни одна. Затем немецкая эскадра, перехватив и расшифровав сообщение командира субмарины об атаке, сочла неуместным подвергать риску корабль № 1 и вернулась на базу. Есть версия, что в «Тирпиц» попали одна или две торпеды [10]. Она сейчас опровергается большинством историков, но факт попадания или непопадания торпед в «Тирпиц», в конечном счете, не столь важен: главное, что немецкая эскадра после этой торпедной атаки развернулась и ушла обратно на базу. Известно лишь, что немцы перехватили сообщение Н.А. Лунина о торпедной атаке. Но еще долгое время, вплоть до его уничтожения британской авиацией, «Тирпиц» продолжал быть «дамокловым мечом», висевшим над арктическими конвоями союзников.
«Тирпиц», несомненно, прибыл в Северную Норвегию, чтобы перерезать полярные коммуникации союзников и связать флот союзников. Он не вступал в бой с британскими авианосцами и линкорами, ожидая более выгодные цели – конвои. Для союзников же посылать конвои без линкоров означало подвергать их смертельной опасности со стороны «Тирпица». Посылать же линкоры в составе конвоев также было крайне нежелательно: они могли быть уничтожены авиацией и подводными лодками. А стоимость линкоров и их роль в разгар «битвы за Атлантику» были таковы, что терять их можно было только в обмен на аналогичные корабли противника. Конвоировать транспорты линкорами было опасно, посылать же транспорты без линкоров также было опасно из-за постоянной угрозы «Тирпица». (Возможно, с этим и была связана временная приостановка конвоев в 1942 г.). Единственным выходом для союзников могло стать уничтожение «Тирпица». Для этого необходимо было выманить линкор из базы и устроить ему ловушку, чтобы не дать «Тирпицу» инициативы, как это было в мае 1941 г. при уничтожении «Бисмарка». (Когда «Бисмарк» вышел в Атлантику, на его перехват были брошены целые соединения во главе с линкорами и авианосцами и немецкий линкор едва не ускользнул от импровизированной «облавы»).
Английский надводный флот был, несомненно, и в Первую, и во Вторую мировую войну сильнее германского, поэтому последний предпочитал отсиживаться в базах, вступая в бой лишь будучи уверенным в успехе и малых потерях. Во время Первой мировой войны для того, чтобы выманить германский флот с баз в открытое море, англичане вывели к берегам Ютландии одну эскадру, приняв все меры к тому, чтобы немцы об этом узнали. Германский флот вышел в море в расчете на легкую победу. Но когда немецкие корабли начали атаковать английскую эскадру, к месту сражения подошли главные силы англичан. Лишь тактические ошибки английского флота позволили тогда германскому флоту спастись бегством. При этом немцы потеряли несколько линкоров.
В 1942 г. «приманкой» для «Тирпица» должен был стать тот самый конвой PQ-17. Двигавшийся максимально близко к берегам Норвегии, он должен был создавать у немцев иллюзию безнаказанности вылазки. Но позади конвоя, за пределами досягаемости немецких самолетов и субмарин, двигалась эскадра линкоров и авианосец. Вскоре «Тирпиц» с кораблями сопровождения вышел из укрытия и двинулся на перехват каравана.
Все шло по плану англичан. Дежурная подлодка своевременно сообщила о выходе немецкой эскадры и ее курсе. Крупные военные корабли конвоя двинулись навстречу этой эскадре, отвлекая внимание на себя. Эскадра английских линкоров двигалась на юг, заходя «Тирпицу» в тыл.
Однако в этот момент на пути «Тирпица» оказывается советская подводная лодка К-21, командир которой, разумеется, ничего не знал о планах англичан. Считая свою лодку единственным препятствием на пути немецкой эскадры к каравану PQ-17, капитан II ранга Н.А. Лунин выполнил свой долг, но благодаря этому германский линкор № 1 осознал грозящую ему опасность и вовремя ускользнул из британского «капкана».
Почему же Английское Адмиралтейство не предупредило Главный штаб ВМФ СССР о предстоящей операции? Возможно, англичане не придавали большого значения советскому флоту, считая его силу незначительной. По существу, немецкий линкор уцелел из-за недоверия и несогласованности между союзниками. То есть, именно случайная встреча немецкой эскадры с советской подводной лодкой и атака последней спасла «Тирпиц».

Источник: Война в Арктике (1939-1945 гг.) / Поморский научный фонд при поддержке Генерального консульства США в Санкт-Петербурге ; сост. М. Н. Супрун. - Архангельск : Правда Севера, 2001. – 365 c.

ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Супрун М.Н. Арктика в стратегии мировых держав в годы Второй мировой войны./ Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы. Выпуск 3./ составитель Супрун М.Н. – М: Андреевский флаг. 2000. С. 18.
2. Супрун М.Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1941 - 1945. М.: Андреевский флаг. 1997. С. 112 – 113.
3. Там же. С. 113.
4. Доценко В.Д. Мифы и легенды русской морской истории. С-Птб. 1997. С. 180 – 181.
5. Там же. С. 181.
6. Пикуль В.С. Реквием каравану «PQ-17». Архангельск. 1991. С. 110 – 112 и др.
7. Доценко В.Д. Мифы и легенды… С. 181.
8. Там же. С. 181.
9. Пикуль В.С. Реквием каравану… С. 129 – 130.
10. Доценко В.Д. Мифы и легенды… С. 183 – 185.