Focke Wulf FW 189

"Рама" - непременный персонаж солдатских мемуаров. Эта, несколько необычная по конструкции машина, начала разрабатываться в феврале 1937 г. для замены ближнего разведчика Hs 126. По техническому заданию ВВС было спроектировано три самолета фирмами "Фокке-Вульф", "Блом унд Фосс" и "Арадо". Arado 198 имел обычную однофюзеляжную конструкцию со значительной площадью остекления кабины. "Блом унд Фосс" представила BV 141, который стал, наверное, самой оригинальной машиной в истории немецкой авиации 40-х годов. Разведчик имел асимметричное расположение кабины пилотов: на правом крыле. Двигатель размещался в носовой части центроплана. Самое интересное, что пять таких "каракатиц" было построено, а три даже проходили испытания на Восточном фронте. Выбор же в конкурсе по созданию нового разведчика пал на FW 189.

Строительство опытного образца началось в апреле 1937 г. под руководством инженера Е. Козеля. А в июле 1938 г. FW 189V-1 совершил первый вылет. За штурвалом находился сам Курт Танк. Машина была оснащена двигателями Аргус As410. После испытаний еще нескольких прототипов на базе FW 189V-4 (с двигателем As410 в 465 л.с.) началось строительство машин серии "А". Первый самолет головной серии был готов в начале 1940 г. Машина вооружалась двумя пулеметами MG17 в корневой части крыла и переносным пулеметом MG15 для защиты задней полусферы. На самолете монтировались 4 бомбодержателя по 50 кг. Разведоборудование состояло из одной фотокамеры. Войсковые испытания начались осенью 1940 г., а на фронт машины стали поступать уже после нападения на СССР. Первой частью, получившей FW 189A, стал 2-й отряд 11-й разведгруппы.

В дальнейшем самолет неоднократно модернизировался. Почти одновременно с серией "А" были изготовлены учебно-тренировочные самолеты серии "В". На серии А-2 вместо пулеметов MG15 использовались MG81. Самолет FW 189A-4, появившийся в конце 1942 г., предназначался для использования в качестве штурмовика. Важнейшие конструктивные элементы машины были защищены броней, а вооружение состояло из двух 20-мм пушек MG151/20 и двух 7,9-мм пулеметов.

Производство FW 189 на заводе в Бремене постепенно сворачивалось в пользу истребителей. Изготовление же разведчика было передано на фирму "Аэро" в Праге и авиазавод в Бордо-Мариньяке (Франция). На французском заводе была построена последняя серийная модель FW 189F с мотором As411MA в 450 л.с., с усиленным бронированием и повышенным запасом топлива. Всего заводы Бремена, Праги и Бордо изготовили за 1939 г. - 6 FW 189, в 1940 г.- 38, в 1941 г.- 250, в 1942 г. - 327, в 1943 г. - 226, в 1944 г. - 17.

В наибольших масштабах FW 189 применялись на советско-германском фронте. Самолет состоял на вооружении почти всех разведгрупп малой дальности. Отличный обзор из кабины и хорошая маневренность как нельзя лучше соответствовали его предназначению. Правда, на Восточном фронте FW 189 освоил еще одну специальность. Несколько машин были переданы в 1 отряд 100 ночной истребительной эскадры. Отряд назывался "Железнодорожный ночной охотник" и предназначался для борьбы с советскими ПО-2, досаждавшими железнодорожным перевозкам немцев.

На Крайнем Севере FW 189 появился в 1942 г., заменив в 1-м отряде 32-й группы разведчики Hs 126. Этот отряд базировался на прифронтовых аэродромах Луостари, Алакуртти, Кемиярви. На 30 ноября 1943 г. отряд насчитывал 12 "фокке-вульфов". В дальнейшем в часть стали поступать разведывательные варианты Ме 109. Значение же "сто восемьдесят девятых" несколько утратилось. На 10 мая 1945 г. в отряде имелось семь Ме 109G-8/R-5 и только два "фоккера": FW 189A-2 и А-3. Сокращение "189-х" было связано и с понесенными потерями. По неполным данным, 5-й флот Люфтваффе потерял на востоке:

ПОТЕРИ FW 189 НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ:

FW

По не подтвержденным пока данным, FW 189 были сбиты:

11.02.43. капитаном Орловым в районе м. Пикшуев
23.06.43. ст. лтн Харламовым и мл. лтн Бурматовым в районе Бос-фьорда
09.10.43. двумя Як-9 в районе Западной Лицы
28.05.44. Р-39 капитана Сорокина в районе Зимней Мотовки

Тактико-технические данные FW 189A-1:

Размах крыла - 18,4 м, длина - 11,2 м, высота - 3,1м, площадь крыла - 38 кв.м.
Вес пустого самолета - 2805 кг, взлетный вес - 3950 кг.
Максимальная скорость на высоте 1700 м - 334 км/час, крейсерская - 318 км/час.
Практический потолок - 7000 м, максимальная дальность полета - 830 км.